ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июня 2021 г. N 9-АД21-12-К1
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Скобликова Игоря Владимировича на вступившие в законную силу постановление судьи Кстовского городского суда Нижегородской области от 13 мая 2020 г., решение судьи Нижегородского областного суда от 15 июля 2020 г. и постановление судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 10 декабря 2020 г., вынесенные в отношении начальника цеха очистных сооружений общества с ограниченной ответственностью "ЭКОИН-НОРСИ" (далее - ООО "ЭКОИН-НОРСИ", общество) Скобликова Игоря Владимировича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Кстовского городского суда Нижегородской области от 13 мая 2020 г., оставленным без изменения решением судьи Нижегородского областного суда от 15 июля 2020 г. и постановлением судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 10 декабря 2020 г., начальник цеха очистных сооружений ООО "ЭКОИН-НОРСИ" Скобликов И.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде предупреждения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Скобликов И.В. ставит вопрос об отмене постановлений, вынесенных в отношении его по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно пункту 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) предусмотрено, что лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Законом N 99-ФЗ с учетом положений Закона N 89-ФЗ.
В силу статьи 1 Закона N 89-ФЗ размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
Из материалов дела следует, что в период с 2 по 30 марта 2020 г. на основании приказа и.о. руководителя Управления Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Нижегородской области и Республике Мордовия от 25 февраля 2020 г. N 0267 (с учетом приказов и.о. руководителя указанного органа о внесении изменений) должностными лицами этого органа в отношении ООО "ЭКОИН-НОРСИ" по адресу: Нижегородская область, г. Кстово, промзона проведена плановая выездная проверка соблюдения требований природоохранного законодательства.
Общество зарегистрировано в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, относится к категории "среднее предприятие" и осуществляет деятельность по распределению воды для питьевых и промышленных нужд (ОКВЭД 36.00.2), в результате которой на объекте N 22-0152-001718-П (цех очистных сооружений) образуются отходы производства и потребления.
Основные виды деятельности, в результате которых происходит образование отходов производства, являются сбор и очистка промышленных сточных вод промышленной зоны г. Кстово.
В ходе проверки установлено, что в нарушение требований статей 1, 9 Закона N 89-ФЗ, пункта 30 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ общество осуществляет деятельность по обезвреживанию и размещению ила избыточного биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод, относящегося к отходам IV класса опасности (код по ФККО 7 22 200 01 39 4), и деятельность по утилизации нефтесодержащих отходов без лицензии.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 6 апреля 2020 г. N 66-П.
По факту осуществления деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без лицензии в отношении начальника цеха очистных сооружений ООО "ЭКОИН-НОРСИ" Скобликова И.В., ответственного за выполнение требований природоохранного законодательства и обеспечение экологической безопасности в означенном цехе на основании приказа от 30 декабря 2019 г. N 111-ПП "О назначении ответственных за охрану окружающей среды и производственный экологический контроль", составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения начальника цеха очистных сооружений ООО "ЭКОИН-НОРСИ" Скобликова И.В. постановлением судьи городского суда, с выводами которого согласились вышестоящие инстанции, к административной ответственности, предусмотренной указанной нормой.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами: актом обследования территорий (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от 11 марта 2020 г. (л.д. 82 - 83); протоколом отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от 12 марта 2020 г. (л.д. 86 - 87); актами отбора проб отходов от 12 марта 2020 г. и от 18 марта 2020 г. (л.д. 88 - 89, 93 - 94); протоколами результатов анализов на токсичность отхода от 20 марта 2020 г. и от 26 марта 2020 г. (л.д. 90, 95); протоколом взятия проб и образцов от 18 марта 2020 г. (л.д. 91 - 92); актом проверки от 6 апреля 2020 г. (л.д. 116 - 152); протоколом об административном правонарушении от 15 апреля 2020 г., в котором Скобликов И.В. выразил согласие с обстоятельствами вмененного административного правонарушения (л.д. 158 - 160), и иными материалами дела, получившими надлежащую правовую оценку по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии начальника цеха очистных сооружений ООО "ЭКОИН-НОРСИ" Скобликова И.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного кодекса.
Действия начальника цеха очистных сооружений ООО "ЭКОИН-НОРСИ" Скобликова И.В., не исполнившего свои служебные обязанности надлежащим образом, квалифицированы по части 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами названного кодекса.
Протокол об административном правонарушении составлен в отношении начальника цеха очистных сооружений ООО "ЭКОИН-НОРСИ" Скобликова И.В. с соблюдением требований, предусмотренных статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, содержит сведения, перечисленные в части 2 этой статьи.
Постановление о назначении административного наказания соответствует требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем отражены данные и обстоятельства, указанные в части 1 этой статьи.
Описание события вмененного начальнику цеха очистных сооружений ООО "ЭКОИН-НОРСИ" Скобликову И.В. административного правонарушения изложено в протоколе об административном правонарушении, постановлении о назначении административного наказания, а также в актах вышестоящих судебных инстанций в соответствии с диспозицией части 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Означенные процессуальные документы содержат сведения о месте и времени выявления административного правонарушения, описание события административного правонарушения с указанием на допущенное нарушение требований законодательства, выразившееся в осуществлении не связанной с извлечением прибыли деятельности по обращению с отходами IV класса опасности без лицензии, когда такая лицензия обязательна. Данное деяние образует состав административного правонарушения, предусмотренного названной нормой.
Утверждение заявителя о том, что осадок сточных вод, находившийся в иловых картах (площадках), не является илом избыточным биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод, указанный осадок и нефтесодержащие сточные воды не относятся к отходам производства и потребления, нельзя признать состоятельным.
Данное утверждение опровергается совокупностью собранных по делу доказательств, в том числе результатами обследования территории (акватории) и производственных объектов, результатами анализов отходов и иными данными, полученными в рамках проведения контролирующим органом плановой проверки. Соответствующие доказательства всесторонне, полно и объективно исследованы в ходе разрешения дела и получили надлежащую оценку по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ставить под сомнение которую оснований не имеется.
Собранные по делу доказательства обоснованно признаны судебными инстанциями достаточными для разрешения дела по существу, оснований для назначения экспертизы не имелось.
Дело рассмотрено 13 мая 2020 г. судьей городского суда в отсутствие Скобликова И.В. с соблюдением требований части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. О месте и времени рассмотрения дела Скобликов И.В. в соответствии с требованиями статьи 25.15 названного кодекса надлежащим образом извещен путем направления по месту регистрации заказного письма с уведомлением о вручении.
Вопреки изложенному в жалобе доводу соответствующее извещение адресату было доставлено, что подтверждено данными внутрироссийского почтового идентификатора, размещенными на официальном сайте ФГУП "Почта России" pochta.ru (N 60765046279941), согласно которым почтовое отправление 30 апреля 2020 г. в 8:26 прибыло в место вручения, 2 мая 2020 г. в 10.15 имела место неудачная попытка вручения, оставлено извещение о поступлении судебной корреспонденции, однако Скобликов И.В. мер к его получению не принял, в связи с чем 11 мая 2020 г. в 12:59 почтовое отправление возвращено за истечением срока хранения и 12 мая 2020 г. в 15.23 получено отправителем.
Ссылка заявителя на то, что дело рассмотрено судьей городского суда 13 мая 2020 г. фактически в период действия ограничительных мер, вызванных пандемией коронавирусной инфекции (COVID-19), не влечет отмену принятых по делу судебных актов.
Указом Президента Российской Федерации от 11 мая 2020 г. N 316 "Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" прекращен общий период нерабочих дней, высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации с учетом положений данного Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, предоставлено право обеспечить определение в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территорий, на которых в случае необходимости может быть продлено действие ограничительных мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации предложено, начиная с 12 мая 2020 г., осуществлять деятельность судов и органов Судебного департамента в полном объеме и в составе работников, определенном штатным расписанием (письмо от 7 мая 2020 г. N СД-АГ/667 "О деятельности судов и органов Судебного департамента в полном объеме с 12 мая 2020 г.").
Кроме того, судьей кассационного суда обоснованно указано на разъяснения, приведенные в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 г., согласно которым вопрос о необходимости отложения судебного разбирательства в связи с введением в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" правовых режимов, предусматривающих ограничения свободного перемещения граждан, их нахождения в общественных местах, государственных и иных учреждениях, должен решаться судом самостоятельно применительно к каждому конкретному делу с учетом необходимости соблюдения сроков рассмотрения дела судом соответствующей инстанции и разумного срока судопроизводства.
С учетом обстоятельств дела, мнений участников судопроизводства и условий режима, введенного в субъекте Российской Федерации, суд вправе самостоятельно принять решение о рассмотрении в период действия ограничительных мер, связанных с противодействием распространению новой коронавирусной инфекции, дела, не относящегося к категории безотлагательных.
Судья городского суда обоснованно рассмотрел настоящее дело об административном правонарушении 13 мая 2020 г.
Жалоба на постановление судьи городского суда рассмотрена судьей областного суда в отсутствие Скобликова И.В. с соблюдением требований, предусмотренных частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Заявленное Скобликовым И.В. ходатайство об отложении судебного разбирательства разрешено по правилам статьи 24.4 названного кодекса.
Право Скобликова И.В. на защиту в ходе производства по делу не нарушено.
Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, были предметом исследования и оценки нижестоящих судебных инстанций, обоснованно отвергнуты по мотивам, изложенным в судебных актах. Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и установленных в ходе производства по делу обстоятельств правовым основанием к отмене обжалуемых актов не является.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено в соответствии с положениями статей 3.1, 3.4, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции части 1 статьи 19.20 названного кодекса для должностных лиц.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление судьи Кстовского городского суда Нижегородской области от 13 мая 2020 г., решение судьи Нижегородского областного суда от 15 июля 2020 г. и постановление судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 10 декабря 2020 г., вынесенные в отношении начальника цеха очистных сооружений ООО "ЭКОИН-НОРСИ" Скобликова И.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Скобликова И.В. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
С.Б.НИКИФОРОВ