Статья 19.20. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии)
1. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
2. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
3. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Примечание. Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
- Статья 19.19. Нарушение законодательства об обеспечении единства измерений
- Статья 19.21. Несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним
Комментарий к ст. 19.20 КоАП
1. Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления контроля (надзора) за лицензируемыми видами деятельности.
2. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью первой статьи 19.20, состоит в осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение обязательно.
Лицензированию подлежат лишь те виды деятельности, которые предусмотрены законодательством о лицензировании, расширительное толкование требований и условий лицензирования недопустимо.
Деятельность, не связанная с получением прибыли, определяется в зависимости от правового статуса юридического лица, ее осуществляющего. Гражданский кодекс РФ в статье 50 устанавливает два вида юридических лиц в зависимости от установления в качестве цели деятельности получения прибыли. Юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, являются коммерческими организациями. Юридические лица, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели, являются некоммерческими организациями (потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации, благотворительные и иные фонды и т.д.).
3. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью второй статьи 19.20, выражается в осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований или условий специального разрешения, если такое разрешение обязательно.
4. Объективная сторона правонарушения, предусмотренная частью третьей статьи 19.20, заключается в осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения, если такое разрешение обязательно.
Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
5. Субъектом правонарушений, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 19.20, являются граждане, должностные лица, юридические лица, частью 3 - лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, должностные лица, юридические лица.
6. С субъективной стороны правонарушения являются умышленными.
7. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.20, уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел, должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензии.
8. Рассматривать дела об административных правонарушениях уполномочены судьи (мировые судьи).
Судебная практика по статье 19.20 КоАП
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу и.о. начальника Управления надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Дагестан Баглиевой А. на постановление заместителя председателя Верховного Суда Республики Дагестан от 12 августа 2016 г., вынесенное в отношении директора муниципального казенного образовательного учреждения "Султанянгиюртовская средняя общеобразовательная школа N 2" Алибековой С.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Постановление Верховного Суда РФ от 23.05.2017 N 11-АД17-27
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу законного представителя местной религиозной организации евангельских христиан Евроазиатский миссионерский центр - директора Габдрахманова Р.Р. на вступившие в законную силу постановление судьи Советского районного суда города Казани от 20.06.2016 N 5-668/2016, решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 20.07.2016 N 7-1039/2016 и постановление заместителя председателя Верховного Суда Республики Татарстан от 03.11.2016 N 4а-1460, вынесенные в отношении местной религиозной организации евангельских христиан Евроазиатский миссионерский центр (далее также - организация) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Решение Верховного Суда РФ от 04.05.2017 N 71-ААД17-1
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Бабеновой Т.М. и Бабенова С.В. на определение судьи Калининградского областного суда от 26 декабря 2016 г. о возвращении без рассмотрения жалобы указанных лиц на постановление судьи Краснознаменского районного суда Калининградской области от 30 ноября 2016 г., которым прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калининградской области "Краснознаменская центральная районная больница" (далее - ГБУЗ КО "Краснознаменная ЦРБ"),
Постановление Верховного Суда РФ от 03.07.2017 N 11-АД17-32
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу Габдрахманова Р.Р. на вступившие в законную силу постановление судьи Советского районного суда города Казани от 23.06.2016 N 5-669/2016, решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 20.07.2016 N 7-1038/2016 и постановление заместителя председателя Верховного Суда Республики Татарстан от 28.10.2016 N 4а-1459, вынесенные в отношении директора местной религиозной организации евангельских христиан Евроазиатский миссионерский центр (далее также - организация) Габдрахманова Р.Р. (далее - Габдрахманов Р.Р.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Постановление Верховного Суда РФ от 21.02.2018 N 5-АД17-110
Все приведенные в жалобе доводы, в том числе, о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбужденному в отношении учреждения по результатам проведения плановой документарной проверки филиала учреждения, рассмотрены судебными инстанциями и получили исчерпывающую правовую оценку в судебных актах. Судебные инстанции обоснованно отметили, что данные обстоятельства правового значения для рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеют и о незаконности обжалуемых судебных актов не свидетельствуют. Возражениями заявителя, изложенными в поданной в Верховный Суд Российской Федерации жалобе, выводы судебных инстанций не опровергаются.
Постановление Верховного Суда РФ от 02.08.2018 N 73-АД18-6
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу Малгатаевой Татьяны Владимировны на решение судьи Верховного суда Республики Бурятия от 27.10.2017 N 12-171/2017 и постановление исполняющего обязанности председателя Верховного суда Республики Бурятия от 19.01.2018 N 7а-597/17, состоявшиеся по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя начальника по клинико-экспертной работе автономного учреждения Республики Бурятия "Республиканский клинический госпиталь для ветеранов войн" Малгатаевой Татьяны Владимировны (далее - Малгатаева Т.В.),
Постановление Верховного Суда РФ от 20.12.2018 N 35-АД18-6
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу Соколовой Светланы Алексеевны на решение судьи Удомельского городского суда Тверской области от 26 января 2017 г. N 12-11/2017, постановление мирового судьи судебного участка N 1 Удомельского района Тверской области от 14 марта 2017 г. N 5-47/2017, решение судьи Удомельского городского суда Тверской области от 3 июля 2017 г. N 12-25/2017 и постановление председателя Тверского областного суда от 22 июня 2018 г. N 4-а-283/2018, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя начальника по детству и родовспоможению Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть N 141" Федерального медико-биологического агентства (далее - ФБУЗ "ЦМСЧ N 141" ФМБА России, учреждение) Соколовой Светланы Алексеевны,
Постановление Верховного Суда РФ от 17.05.2019 N 49-АД19-1
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу защитника Шайгарданова Рафиса Рахимьяновича, действующего на основании доверенности в интересах частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Учебный центр "СтройЭнергоМонтажСервис", на вступившие в законную силу постановление судьи Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 29 июня 2017 г., решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 19 июля 2017 г., постановление заместителя председателя Верховного Суда Республики Башкортостан от 27 октября 2017 г. и постановление заместителя председателя Верховного Суда Республики Башкортостан от 18 июля 2018 г., вынесенные в отношении частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Учебный центр "СтройЭнергоМонтажСервис" (далее - учреждение) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Решение Верховного Суда РФ от 06.06.2019 N 74-ААД19-1
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 14" Федеральной службы исполнения наказаний Кобегкаевой Фатимы Рамазановны на определение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 21 февраля 2019 г. о снятии жалобы с рассмотрения, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 14" Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФКУЗ МСЧ N 14 ФСИН России, учреждение),
Постановление Верховного Суда РФ от 18.06.2019 N 78-АД19-8
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу директора частного профессионального образовательного учреждения "Учебный центр им. Александра Невского" (далее - ЧПОУ "Учебный центр им. Александра Невского", Учреждение) Литвинова А.Ю. на вступившие в законную силу постановление судьи Красногвардейского районного суда г. Санкт-Петербурга от 31 мая 2018 года, решение судьи Санкт-Петербургского городского суда от 16 августа 2018 года и постановление заместителя председателя Санкт-Петербургского городского суда от 21 декабря 2018 года, вынесенные в отношении ЧПОУ "Учебный центр им. Александра Невского" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Постановление Верховного Суда РФ от 14.06.2019 N 74-АД19-5
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу защитника Иванова Александра Юрьевича, действующего на основании доверенности в интересах государственного автономного учреждения Республики Саха (Якутия) "Республиканская больница N 1 - Национальный центр медицины", на вступившие в законную силу постановление судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 21 июня 2018 г., решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 21 августа 2018 г. и постановление и.о. председателя Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 29 октября 2018 г., вынесенные в отношении государственного автономного учреждения Республики Саха (Якутия) "Республиканская больница N 1 - Национальный центр медицины" (далее - ГАУ РС (Я) "РБ N 1 - НЦМ", учреждение) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,