ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 февраля 2023 г. N 50-АД22-4-К8
Судья Верховного Суда Российской Федерации Кузьмичев С.И., рассмотрев жалобу Дудковой Елены Алексеевны на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 92 в Центральном судебном районе в г. Омске от 14 января 2022 г. (здесь и далее день изготовления постановления в полном объеме), решение судьи Центрального районного суда г. Омска от 30 марта 2022 г. и постановление судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 1 июня 2022 г. (с учетом определения об исправлении описки от 28 июля 2022 г.), состоявшиеся в отношении должностного лица Главного управления государственного строительного надзора и государственной экспертизы (Госстройнадзора) Омской области Дудковой Елены Алексеевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 92 в Центральном судебном районе в г. Омске от 14 января 2022 г., оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда г. Омска от 30 марта 2022 г. и постановлением судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 1 июня 2022 г., должностное лицо Госстройнадзора Омской области Дудкова Е.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде предупреждения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Дудкова Е.А. выражает несогласие с указанными судебными актами, принятыми в отношении ее по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) несоблюдение должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, либо государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в проведении проверки при отсутствии оснований для ее проведения, нарушении сроков проведения проверки, отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры, непредставлении акта о проведенной проверке, привлечении к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или не аттестованных в установленном порядке граждан либо проведении плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
В силу части 3 статьи 9, части 1 статьи 14 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов. Проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Правила подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 489 (далее - Правила подготовки ежегодных планов).
В силу пункта 7 данных правил внесение изменений в ежегодный план допускается в случае исключения проверки из ежегодного плана в связи с запретом на проведение плановых проверок, предусмотренным частью 1.1 статьи 26.2 Закона N 294-ФЗ.
Согласно этой норме, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не проводятся с 1 апреля по 31 декабря 2020 г. включительно, за исключением, указанным в данной норме.
Пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2020 г. N 1969 "Об особенностях формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, проведения проверок в 2021 году и внесении изменений в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2020 г. N 1969) определено, что за исключением случаев, установленных пунктом 8 данного постановления, при формировании ежегодных планов в них не включаются плановые проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Закона N 209-ФЗ к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Отсутствие оснований проведения плановой проверки является грубым нарушением установленных названным законом требований к организации и проведению проверок в силу части 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ.
Орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, их должностные лица в случае ненадлежащего исполнения соответственно функций, служебных обязанностей, совершения противоправных действий (бездействия) при проведении проверки несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 19 Закона N 294-ФЗ).
Как усматривается из материалов дела, Дудкова Е.А. согласно распоряжению начальника Госстройнадзора Омской области от 16 апреля 2013 г. N 1-лс является главным специалистом отдела контроля за привлечением средств дольщиков при строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости указанного органа.
В период с 23 апреля 2021 г. по 24 мая 2021 г. Дудкова Е.А. в нарушение приведенных выше норм при отсутствии законных оснований провела плановую документарную проверку в отношении жилищно-строительного кооператива (ЖСК) "Кристалл", который с 10 декабря 2020 г. включен в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не приняла мер к исключению плановой проверки из ежегодного плана.
К исключениям, предусмотренным пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2020 г. N 1969, проведение плановой проверки в отношении ЖСК "Кристалл" не относится.
Указанное нарушение выявлено в ходе проверки соблюдения Госстройнадзором Омской области законодательства о государственном контроле, проведенной прокуратурой Омской области.
Фактические обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д. 1 - 4), сведениями из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (л.д. 9), распоряжением о проведении проверки (л.д. 10 - 12), актом проверки (л.д. 13 - 14), решением о проведении прокурорской проверки (л.д. 15), должностным регламентом (л.д. 20 - 32), распоряжением о продолжении государственно-служебных отношений с государственными гражданскими служащими Госстройнадзора Омской области (л.д. 33 - 35) и иными доказательствами, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии должностного лица Дудковой Е.А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного кодекса.
Действия должностного лица Дудковой Е.А. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подлежащего применению законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.
Довод жалобы об отсутствии в деянии Дудковой Е.А. вины с указанием на то, что проверка была проведена на основании плана проведения проверок и распоряжения о проведении проверки, не влечет отмену принятых по делу судебных актов.
Из материалов дела усматривается, что плановая документарная проверка в отношении ЖСК "Кристалл" была включена в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год.
19 апреля 2021 г. заместителем начальника Госстройнадзора Омской области вынесено распоряжение N 184-р о проведении в отношении ЖСК "Кристалл" плановой документарной проверки. В числе лиц, уполномоченных на ее проведение, назначена главный специалист отдела контроля за привлечением средств дольщиков при строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости Госстройнадзора Омской области Дудкова Е.А.
Из акта проверки и иных материалов следует, что это мероприятие проводилось, в том числе Дудковой Е.А.
Вместе с тем ЖСК "Кристалл" включен в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства с 10 декабря 2020 г., а также ранее был включен в период с 10 августа 2018 г. по 10 августа 2020 г.
В связи с запретом на проведение плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Закона N 209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства, означенное мероприятие подлежало исключению из ежегодного плана путем внесения соответствующих изменений.
В силу пункта 8 Правил подготовки ежегодных планов внесение изменений в ежегодный план осуществляется решением органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля. Сведения о внесенных в ежегодный план изменениях направляются в течение 3 рабочих дней со дня их внесения в орган прокуратуры в порядке, указанном в этой норме.
Внесение соответствующих изменений являлось необходимым и с учетом приведенных выше положений пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2020 г. N 1969, согласно которым при формировании ежегодных планов в них не включаются плановые проверки в отношении таких субъектов.
Указание в жалобе на то, что Дудкова Е.А. не уполномочена на внесение изменений в ежегодный план плановых проверок, не ставит под сомнение выводы судебных инстанций о наличии в деянии указанного лица состава вмененного административного правонарушения.
Материалы дела свидетельствуют о том, что мер, направленных на обеспечение внесения необходимых изменений должностным лицом не принято.
В силу части 1 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ) гражданский служащий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение; исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Аналогичные обязанности закреплены и в должностном регламенте главного специалиста отдела контроля за привлечением средств дольщиков при строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости Госстройнадзора Омской области.
Частью 2 статьи 15 Закона N 79-ФЗ предусмотрено, что гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения.
В обжалуемых судебных актах обоснованно отмечено, что должностное лицо Дудкова Е.А. при законодательно установленном запрете на проведение проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства как, лицо, уполномоченное на проведение проверки, должна была выяснить необходимые сведения о ЖСК "Кристалл" и при наличии у него статуса субъекта малого и среднего предпринимательства независимо от включения в ежегодный план отказаться от проведения проверки.
Соответствующие суждения содержатся и в заключении по результатам служебной проверки, проведенной в отношении должностного лица Дудковой Е.А., в котором указано, что, исходя из системного толкования законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, принципов его осуществления, основным из которых является законность, при должной внимательности в рамках организации плановой проверки ЖСК "Кристалл" должностными лицами до начала проведения проверки мог быть обнаружен факт включения указанного юридического лица в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, что подлежало доведению до сведения руководителя для принятия соответствующего решения.
Судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что проверка в отношении ЖСК "Кристалл" проведена Дудковой Е.А. при отсутствии законных оснований для ее проведения, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы не имеется оснований для признания постановления о возбуждении дела об административном правонарушении составленным с нарушением требований статей 28.2, 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Права, предусмотренные статьей 51 Конституции Российской Федерации, статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Дудковой Е.А. разъяснены, с постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении она ознакомлена, его копия вручена, возможность давать объяснения относительно обстоятельств правонарушения предоставлена.
Ссылка на судебный акт по другому делу об административном правонарушении отклоняется, поскольку сделанные в нем выводы и толкование правовых норм не могут рассматриваться в качестве обстоятельств, имеющих правовое значение при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении.
Доводы, аналогичные приведенным в настоящей жалобе, были предметом проверки в ходе производства по делу, своего подтверждения не нашли и не ставят под сомнение наличие в деянии должностного лица Дудковой Е.А. состава вмененного административного правонарушения. Несогласие заявителя с оценкой установленных в ходе производства по делу обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено с соблюдением требований статей 3.1, 3.4, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 19.6.1 названного кодекса в виде предупреждения. Оснований для признания административного правонарушения малозначительным не имеется.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 92 в Центральном судебном районе в г. Омске от 14 января 2022 г., решение судьи Центрального районного суда г. Омска от 30 марта 2022 г. и постановление судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 1 июня 2022 г., состоявшиеся в отношении должностного лица Госстройнадзора Омской области Дудковой Е.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Дудковой Е.А. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
С.И.КУЗЬМИЧЕВ