ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 мая 2019 г. N 10-АД19-1
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Овечкина Юрия Валентиновича на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Кировской области в области охраны окружающей среды, заместителя начальника отдела охотничьего контроля и надзора управления охраны и использования животного мира министерства охраны окружающей среды Кировской области от 6 сентября 2017 г. N 07-12-281, решение судьи Слободского районного суда Кировской области от 15 ноября 2017 г., решение судьи Кировского областного суда от 12 декабря 2017 г. и постановление заместителя председателя Кировского областного суда от 17 января 2019 г., вынесенные в отношении председателя правления Слободской районной организации общественной организации "Кировское областное общество охотников и рыболовов" (далее - Слободская РООО "Кировское ОООиР", организация) Овечкина Юрия Валентиновича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Кировской области в области охраны окружающей среды, заместителя начальника отдела охотничьего контроля и надзора управления охраны и использования животного мира министерства охраны окружающей среды Кировской области от 6 сентября 2017 г. N 07-12-281, оставленным без изменения решением судьи Слободского районного суда Кировской области от 15 ноября 2017 г., решением судьи Кировского областного суда от 12 декабря 2017 г. и постановлением заместителя председателя Кировского областного суда от 17 января 2019 г., председатель правления Слободской РООО "Кировское ОООиР" Овечкин Ю.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 500 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Овечкин Ю.В. просит отменить постановление должностного лица и судебные акты, вынесенные в отношении его по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пользования объектами животного мира, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 2 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой; на должностных лиц - от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Закон о животном мире) пользование животным миром - это юридически обусловленная деятельность граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по использованию объектов животного мира; пользователи животным миром - граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, которым законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предоставлена возможность пользоваться животным миром.
Объекты животного мира предоставляются в пользование физическим лицам и юридическим лицам по основаниям, установленным Законом о животном мире и федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов (статья 33 Закона о животном мире).
Пользование животным миром осуществляется в комплексе с системой мер по охране и воспроизводству объектов животного мира, сохранению среды их обитания (часть 4 статьи 35 Закона о животном мире).
В силу статьи 40 Закона о животном мире пользователи животным миром обязаны: соблюдать установленные правила, нормативы и сроки пользования животным миром; проводить необходимые мероприятия, обеспечивающие воспроизводство объектов животного мира; обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира.
Согласно статье 34 Закона о животном мире одним из видов пользования животным миром является охота.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об охоте) охотой является деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой (пункт 5); охотничье хозяйство - это сфера деятельности по сохранению и использованию охотничьих ресурсов и среды их обитания, по созданию охотничьей инфраструктуры, оказанию услуг в данной сфере, а также по закупке, производству и продаже продукции охоты (пункт 2).
В силу части 1 статьи 43 Закона об охоте защита охотничьих ресурсов от болезней осуществляется в соответствии с данным Законом и законодательством Российской Федерации о ветеринарии.
Частью 2 указанной статьи установлено, что к ветеринарно-профилактическим и противоэпизоотическим мероприятиям относятся проведение учета и изъятие особей диких животных, инфицированных заразными болезнями, использование ветеринарных препаратов, в том числе посредством их добавления в корм диким животным, а также другие мероприятия, перечень которых утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 56.1 Правил охоты, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16 ноября 2010 г. N 512, также определено, что ветеринарно-профилактические и противоэпизоотические мероприятия проводятся в соответствии с перечнем, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Перечень ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10 ноября 2010 г. N 491 (далее также Перечень).
В соответствии с пунктом 1.4 данного Перечня к таким мероприятиям относится предупреждение заноса возбудителей заразных болезней животных (охотничьих ресурсов) извне и недопущение их распространения на территориях охотничьих угодий, в том числе контроль за размещением и содержанием специализированных мест разделки и обработки добытых диких животных (охотничьих ресурсов).
Проведение мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней в закрепленных охотничьих угодьях обеспечивается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения (часть 3 статьи 43 Закона об охоте).
Во исполнение требований указанной нормы в соответствии положениями частей 1, 10 статьи 39 Закона об охоте на территории охотничьих хозяйств должно быть проведено внутрихозяйственное охотустройство, направленное на обеспечение осуществления физическими лицами и юридическими лицами видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
Осуществление внутрихозяйственного охотустройства в закрепленных охотничьих угодьях обеспечивается лицами, заключившими охотхозяйственные соглашения, за счет собственных средств (часть 11 статьи 39 Закона об охоте).
При этом помимо изложенного на юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, заключивших охотхозяйственные соглашения, законом также возложена обязанность по осуществлению производственного охотничьего контроля.
В части 1 статьи 41 Закона об охоте производственный охотничий контроль определен как деятельность юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, заключивших охотхозяйственные соглашения, по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
В соответствии с частями 2, 3 данной статьи производственный охотничий контроль осуществляется в границах охотничьих угодий, указанных в охотхозяйственных соглашениях, производственным охотничьим инспектором, успешно прошедшим проверку знания требований к кандидату в производственные охотничьи инспектора, при наличии удостоверения установленного образца.
Производственный охотничий контроль осуществляется в порядке, утвержденном приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 9 января 2014 г. N 6.
Как следует из материалов дела, Слободская РООО "Кировское ОООиР" осуществляет деятельность в сфере охотпользования, долгосрочное пользование животным миром в границах закрепленных охотничьих угодий, площадью 141,1 тыс. га, в Слободском районе Кировской области на основании охотхозяйственного соглашения от 22 марта 2016 г. N 68/16.
Согласно части 2 статьи 27 Закона об охоте по охотхозяйственному соглашению одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий.
Пунктами 8.2.17.1, 8.2.13 охотхозяйственного соглашения от 22 марта 2016 г. N 68/16 на организацию возложена обязанность по осуществлению контроля за размещением и содержанием специализированных мест разделки и обработки добытых охотничьих ресурсов и производственного охотничьего контроля.
26 июля 2017 г. и 8 августа 2017 г. на основании распоряжения (приказа) и.о. заместителя министра охраны окружающей среды Кировской области от 4 июля 2017 г. N 10 в отношении Слободской РООО "Кировское ОООиР" должностными лицами отдела охотничьего контроля и надзора управления охраны и использования животного мира министерства охраны окружающей среды Кировской области была проведена плановая выездная проверка соблюдения требований законодательства в области пользования объектами животного мира.
По результатам проверки 10 августа 2017 г. составлен акт N 3328-49-07-06, согласно которому на территории охотничьих угодий Слободской РООО "Кировское ОООиР":
- в нарушение статьи 43 Закона об охоте, пункта 1.4 названного выше Перечня, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10 ноября 2010 г. N 491, не обустроены специализированные места для разделки и обработки добытых охотничьих ресурсов;
- в нарушение статьи 41 Закона об охоте не осуществляется производственный охотничий контроль.
По данному факту 30 августа 2017 г. должностным лицом отдела охотничьего контроля и надзора управления охраны и использования животного мира министерства охраны окружающей среды Кировской области в отношении председателя правления Слободской РООО "Кировское ОООиР" Овечкина Ю.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанные нарушения послужили основанием для привлечения председателя правления Слободской РООО "Кировское ОООиР" Овечкина Ю.В. 6 сентября 2017 г. постановлением должностного лица отдела охотничьего контроля и надзора управления охраны и использования животного мира министерства охраны окружающей среды Кировской области, с выводами которого согласились судебные инстанции, к административной ответственности, установленной указанной нормой.
Приведенные обстоятельства подтверждены собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 17 - 19), актом проверки и фотоматериалами к нему (л.д. 21 - 33, 62 - 64), распоряжением (приказом) о проведении проверки (л.д. 56 - 60), показаниями должностного лица отдела охотничьего контроля и надзора управления охраны и использования животного мира министерства охраны окружающей среды Кировской области К. составившего протокол об административном правонарушении (л.д. 82 - 83), и иными доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства установлены и исследованы в ходе производства по делу в полном объеме, выводы должностного лица и судебных инстанций соответствуют нормам действующего законодательства и собранным по делу доказательствам.
Статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.
В соответствии с положениями статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Овечкин Ю.В., будучи руководителем организации и не исполнив надлежащим образом свои служебные обязанности, обоснованно привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 8.37 названного Кодекса.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Довод жалобы о том, что вмененное Овечкину Ю.В. нарушение, выразившееся в необустройстве в закрепленных охотничьих угодьях специализированных мест для разделки и обработки добытых охотничьих ресурсов, образует состав иного административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в рассматриваемом случае состоятельным признать нельзя.
В силу положений приведенных выше норм защита охотничьих ресурсов от болезней обеспечивается выполнением комплекса мер, предусмотренных как Законом об охоте и принимаемыми в соответствии с ним правилами, так и Законом о ветеринарии и принимаемыми в соответствии с ним ветеринарными правилами.
Частью 1 статьи 43 Закона об охоте установлено, что защита охотничьих ресурсов от болезней осуществляется в соответствии с данным Законом и законодательством Российской Федерации о ветеринарии.
В рассматриваемом случае проверка в отношении организации проведена органом, осуществляющим государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, на предмет соблюдения требований законодательства в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания.
За выявленные в рамках этой проверки нарушения, выразившиеся в необустройстве в закрепленных охотничьих угодьях специализированных мест для разделки и обработки добытых охотничьих ресурсов и неосуществлении производственного охотничьего контроля, Овечкин Ю.В. обоснованно привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изложенное выше не противоречит правовой позиции, выраженной в постановлении судьи Верховного Суда Российской Федерации от 2 ноября 2018 г. N 75-АД18-4, на которое заявитель ссылается в жалобе.
Утверждение заявителя о том, что неосуществление производственного охотничьего контроля не является нарушением правил пользования животным миром и не образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основано на неверном толковании норм закона.
Объективная сторона указанного административного правонарушения характеризуется противоправным действием (бездействием), которое выражается в нарушении правил пользования объектами животного мира, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 2 названной статьи.
Правила пользования объектами животного мира установлены, в частности, главой V Закона о животном мире.
Как упомянуто выше, одним из видов пользования объектами животного мира является охота.
В соответствии со статьей 41 Закона о животном мире, включенной в названную главу, отношения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов регулируются данным Законом и Законом об охоте, которым и установлена обязанность лиц, заключивших охотхозяйственные соглашения, по осуществлению производственного охотничьего контроля.
Неосуществление производственного охотничьего контроля является нарушением правил пользования животным миром.
Постановление судьи Верховного Суда Российской Федерации от 5 июня 2017 г. N 9-АД17-7, также упоминаемое заявителем в жалобе с указанием на необоснованность привлечения его к административной ответственности, вынесено по обстоятельствам, отличным от обстоятельств, установленных по настоящему делу об административном правонарушении.
Указание заявителя на то, что с 8 ноября 2017 г. производственный охотничий контроль осуществляется, не имеет правового значения при решении вопроса о виновности должностного лица организации Овечкина Ю.В. в нарушении правил пользования объектами животного мира, выявленного и послужившего основанием для его привлечения к административной ответственности до указанной даты.
Деяние председателя правления Слободской РООО "Кировское ОООиР" Овечкина Ю.В. квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства в области охраны и использования животного мира и среды его обитания.
Доводы, имеющие правовое значение, были проверены в ходе производства по делу, не нашли своего подтверждения и обоснованно отвергнуты как несостоятельные.
Несогласие заявителя с оценкой установленных в ходе производства по делу обстоятельств и иное толкование заявителем положений законодательства правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
Нарушений норм процессуального закона не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено Овечкину Ю.В. в пределах санкции части 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену или изменение обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление старшего государственного инспектора Кировской области в области охраны окружающей среды, заместителя начальника отдела охотничьего контроля и надзора управления охраны и использования животного мира министерства охраны окружающей среды Кировской области от 6 сентября 2017 г. N 07-12-281, решение судьи Слободского районного суда Кировской области от 15 ноября 2017 г., решение судьи Кировского областного суда от 12 декабря 2017 г. и постановление заместителя председателя Кировского областного суда от 17 января 2019 г., вынесенные в отношении председателя правления Слободской районной организации общественной организации "Кировское областное общество охотников и рыболовов" Овечкина Ю.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Овечкина Ю.В. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
С.Б.НИКИФОРОВ