ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 октября 2018 г. N 31-АД18-17
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Гурьевой Нины Леонидовны на вступившие в законную силу постановление начальника УВМ МВД по Чувашской Республике от 23 октября 2017 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 14 декабря 2017 года, решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 06 февраля 2018 года и постановление заместителя председателя Верховного Суда Чувашской Республики от 19 марта 2018 года, вынесенные в отношении должностного лица - начальника спецотдела ФГБОУ ВПО "Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева" Гурьевой Нины Леонидовны (далее - должностное лицо, Гурьева Н.Л.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением начальника УВМ МВД по Чувашской Республике от 23 октября 2017 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 14 декабря 2017 года, решением судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 06 февраля 2018 года и постановлением заместителя председателя Верховного Суда Чувашской Республики от 19 марта 2018 года, должностное лицо Гурьева Н.Л. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Гурьева Н.Л. выражает несогласие с вынесенными по делу актами, полагая их незаконными, просит об их отмене.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Гурьевой Н.Л. к административной ответственности) предусмотрено, что неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно положениям Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ) и Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ) следует, что необходимыми элементами единой системы миграционного учета являются постановка иностранных граждан на учет и снятие их с учета по месту пребывания, предполагающие возложение определенных обязанностей как на иностранного гражданина, так и на принимающую его сторону.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации - гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится).
В силу статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (часть 1), а также возможность свободно выезжать за пределы Российской Федерации (часть 2). Соответственно, на государство возлагается обязанность определить порядок пользования названными правами, исполняя которую федеральный законодатель в рамках предоставленных Конституцией Российской Федерации полномочий вправе осуществлять правовое регулирование порядка пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан, включая основания и условия их миграционного учета, что согласуется с Декларацией о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (принята 13 декабря 1985 года Генеральной Ассамблеей ООН), предусматривающей, что провозглашенные в ней права не должны толковаться как ограничивающие право любого государства принимать законы и правила, касающиеся въезда иностранцев и условий их пребывания (пункт 1 статьи 2).
В соответствии с Федеральным законом "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции (преамбула).
Необходимыми элементами единой системы миграционного учета являются постановка иностранных граждан на учет и снятие их с учета по месту пребывания, предполагающие возложение определенных обязанностей как на иностранного гражданина, так и на принимающую его сторону (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 06 июля 2010 года N 934-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы некоммерческого частного учреждения "Национальная информационная система паспортизации специалистов "RU PASS" на нарушение конституционных прав и свобод статьями 22 и 23 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" и статьей 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания, представляемых в соответствии с данной статьей.
В пункте 2 части 2 статьи 22 Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ указано, что для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания принимающая сторона с соблюдением сроков, установленных частями 3 и 3.1 статьи 20 данного Федерального закона представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением или с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи (в случае, предусмотренном частью 10 указанной статьи), за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 названной статьи.
Неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 23 октября 2017 года при проверке соблюдения миграционного законодательства установлено, что должностное лицо Гурьева Н.Л. в нарушение требований статьи 22 Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ не проконтролировала постановку на миграционный учет гражданина Туркменистана Ибрагимова Улугбека, < ... > года рождения, по месту пребывания по адресу: г. < ... > пребывавшего в данном общежитии < ... > с 31 июля 2017 года по 20 октября 2017 года без постановки на миграционный учет по месту пребывания.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении (л.д. 15), объяснениями Гурьевой Н.Л. (л.д. 17), выпиской из приказа от 21 января 2015 года N 9-Л (л.д. 21), положением о спецотделе (л.д. 23 - 25), визовой анкетой Ибрагимова У. (л.д. 29), копиями паспорта и визы Ибрагимова У. (л.д. 31 - 32), копией договора на обучение иностранного гражданина (л.д. 33 - 34), отрывной частью бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина (л.д. 35) и иными материалами дела, получившими оценку по правилам, установленным статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Таким образом, действия должностного лица Гурьевой Н.Л., не содержащие признаков уголовно наказуемого деяния, не исполнившей свои служебные обязанности надлежащим образом, и не проконтролировавшей постановку на учет иностранного гражданина, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о том, что у органов миграционного учета не имелось оснований для снятия иностранного гражданина с миграционного учета по месту пребывания в общежитии, подлежат отклонению, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется, в том числе, в случае постановки иностранного гражданина на учет по новому месту пребывания.
Как усматривается из материалов дела, Ибрагимов У. 30 июля 2017 года поставлен на миграционный учет по месту пребывания: < ... > , принимающая сторона - индивидуальный предприниматель С. сроком до 31 июля 2017 года (л.д. 36).
Утверждение о том, что материалами дела не доказано, что организацией, оказывающей гостиничные услуги, выполнены обязанности принимающей стороны, а именно отрывная часть бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина гостиницей у Ибрагимова У. не изымалась и новая отрывная часть бланка указанного уведомления ему не выдавалась, не является основанием для освобождения Гурьевой Н.Л. от административной ответственности за неосуществление действий по постановке на миграционный учет Ибрагимова У. по прибытию 31 июля 2017 года в общежитие < ... > .
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Административное наказание назначено должностному лицу в пределах санкции части 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении Гурьевой Н.Л. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены в порядке, установленном статьями 30.6, 30.9, 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответственно, доводы жалоб, имеющие правовое значение для дела, получили надлежащую оценку.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление начальника УВМ МВД по Чувашской Республике от 23 октября 2017 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 14 декабря 2017 года, решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 06 февраля 2018 года и постановление заместителя председателя Верховного Суда Чувашской Республики от 19 марта 2018 года, вынесенные в отношении должностного лица - начальника спецотдела ФГБОУ ВПО "Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева" Гурьевой Нины Леонидовны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Гурьевой Нины Леонидовны - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
С.Б.НИКИФОРОВ