1. Нарушение приглашающей или принимающей стороной либо должностным лицом юридического лица, обеспечивающего обслуживание иностранного гражданина или лица без гражданства либо выполняющего обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в Российской Федерации или транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, их проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
2. Непринятие приглашающей стороной установленных мер по обеспечению соблюдения приглашенным иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации в части соответствия заявленной ими цели въезда в Российскую Федерацию фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в Российской Федерации деятельности или роду занятий либо непринятие приглашающей стороной установленных мер по обеспечению своевременного выезда приглашенного иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации по истечении определенного срока их пребывания в Российской Федерации -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
3. Предоставление жилого помещения или транспортного средства либо оказание иных услуг иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящимся в Российской Федерации с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда через ее территорию, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
4. Неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
5. Непринятие приглашающей стороной мер по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению приглашенного иностранного гражданина или лица без гражданства в период его пребывания в Российской Федерации -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
6. Предоставление приглашающей стороной заведомо ложных сведений о цели пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при оформлении документов для въезда в Российскую Федерацию указанного иностранного гражданина или лица без гражданства -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Примечание. В случае нарушения приглашающей или принимающей стороной либо должностным лицом юридического лица, обеспечивающего обслуживание иностранного гражданина или лица без гражданства либо выполняющего обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в Российской Федерации или транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, их проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы в отношении двух и более приглашенных либо принимаемых иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.
- Статья 18.8. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации
- Статья 18.10. Незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации
Комментарий к ст. 18.9 КоАП
Иностранному гражданину в течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган МВД России не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание (ст. 8 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").
До получения вида на жительство иностранный гражданин должен прожить в РФ не менее одного года на основании разрешения на временное проживание. Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено.
Разрешение на временное проживание - подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в РФ до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность; вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в РФ, а также их права на свободный выезд из РФ и въезд в РФ. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность (п. 1 ст. 2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").
Иностранный гражданин (лицо без гражданства), прибывший на территорию РФ, обязан обратиться в ОВД в течение трех рабочих дней для оформления разрешения на временное проживание, которое выдается территориальным органом МВД России по предполагаемому месту проживания в пределах квоты, ежегодно утверждаемой Правительством РФ.
В ст. 7 указанного Федерального закона перечислены основания для отказа в выдаче разрешения на временное проживание. ОВД рассматривает заявление и проводит необходимую проверку на предмет наличия или отсутствия таких оснований, для чего направляет запросы в соответствующие органы безопасности, службу судебных приставов, налоговые органы, органы социального обеспечения, органы здравоохранения и др., а они в свою очередь в двухмесячный срок представляют информацию о наличии либо об отсутствии обстоятельств, препятствующих выдаче заявителю разрешения на временное проживание.
Разрешение на временное проживание выдается на три года, а срок рассмотрения заявления не должен превышать шести месяцев со дня его подачи.
Иностранный гражданин (лицо без гражданства), проживший на территории РФ не менее одного года на основании разрешения на временное проживание, может получить вид на жительство, который выдается территориальным органом МВД России по месту проживания на основании письменного заявления, поданного в орган внутренних дел лично дееспособным иностранным гражданином (лицом без гражданства) не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока его временного проживания в РФ. По окончании срока действия вида на жительство он может быть продлен на пять лет на основании заявления, поданного не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока его действия.
Должностные лица, по вине которых нарушены права гражданина РФ, иностранного гражданина или лица без гражданства на выезд из Российской Федерации и (или) въезд в Российскую Федерацию, несут материальную и иную ответственность за причиненный их решениями, действиями (бездействием) указанным лицам ущерб (ст. 34, 35 Федерального закона от 15 августа 1996 г. "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"). Иностранный гражданин или лицо без гражданства вправе обратиться за защитой своих интересов в суд.
Судебная практика по статье 18.9 КоАП
решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 18.12.2014, требование общества о признании незаконными и отмене постановлений Управления Федеральной миграционной службы по Кабардино-Балкарской Республике (произведена процессуальная замена на Министерство внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике) от 28.12.2015 N 012474, 012475, 012476, 102476 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, удовлетворено.
Определение Верховного Суда РФ от 09.02.2018 N 303-АД17-22200 по делу N А04-1587/2017
общество с ограниченной ответственностью "Ригель" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ивановскому району (далее - административный орган) от 29.12.2016 NN 389, 390, 391, 392, 393, 394 о привлечении общества к административной ответственности на основании части 6 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде 400 000 рублей штрафа, по каждому из постановлений.
Определение Верховного Суда РФ от 26.02.2018 N 310-АД17-23292 по делу N А23-1043/2017
по заявлению индивидуального предпринимателя Ивановой Ирины Владимировны о признании незаконным и отмене постановления от 15.02.2017 N 1 межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Кировский" о привлечении к административной ответственности на основании части 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Постановление Верховного Суда РФ от 07.05.2018 N 12-АД18-2
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Автокомплекс" (далее - ООО "Автокомплекс", Общество) Сергеевой О.А. на вступившие в законную силу постановление исполняющего обязанности начальника Управления по вопросам миграции МВД по Республике Марий Эл от 06 июля 2017 года, решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 02 августа 2017 года, решение судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 27 сентября 2017 года, и постановление председателя Верховного Суда Республики Марий Эл от 27 ноября 2017 года, вынесенные в отношении ООО "Автокомплекс" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Определение Верховного Суда РФ от 01.10.2018 N 309-АД18-15123 по делу N А60-56691/2017
общество с ограниченной ответственностью "ЦентрИнвестСтрой" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 28.09.2017 N 4917000007/189 Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Качканарский" (далее - административный орган) о привлечении общества к административной ответственности на основании части 1 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 400 000 рублей.
Определение Конституционного Суда РФ от 27.09.2018 N 2501-О
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка Н.Л. Гурьева, которая, будучи должностным лицом принимающей стороны, неоднократно признавалась виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 КоАП Российской Федерации (неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета), оспаривает конституционность подпункта "а" пункта 2 части 2 и пункта 3 части 3 статьи 20 "Обязательность учета иностранных граждан по месту пребывания", частей 1 и 2 статьи 22 "Порядок постановки иностранных граждан на учет по месту пребывания", пункта 1 части 1 статьи 23 "Основания и порядок снятия иностранных граждан с учета по месту пребывания" и части 1 статьи 24 "Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о миграционном учете" Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".
Постановление Верховного Суда РФ от 08.10.2018 N 31-АД18-17
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Гурьевой Нины Леонидовны на вступившие в законную силу постановление начальника УВМ МВД по Чувашской Республике от 23 октября 2017 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 14 декабря 2017 года, решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 06 февраля 2018 года и постановление заместителя председателя Верховного Суда Чувашской Республики от 19 марта 2018 года, вынесенные в отношении должностного лица - начальника спецотдела ФГБОУ ВПО "Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева" Гурьевой Нины Леонидовны (далее - должностное лицо, Гурьева Н.Л.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Определение Верховного Суда РФ от 06.12.2018 N 308-АД18-19701 по делу N А15-5423/2017
открытое акционерное общество "Буйнакский агрегатный завод" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела иммиграционного контроля Управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Дагестан (далее - административный орган) от 02.08.2017 N 519956 о привлечении общества к административной ответственности на основании части 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде 400 000 рублей штрафа.
Определение Верховного Суда РФ от 06.12.2018 N 308-АД18-19693 по делу N А15-5422/2017
открытое акционерное общество "Буйнакский агрегатный завод" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела иммиграционного контроля Управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Дагестан (далее - административный орган) от 02.08.2017 N 519962 о привлечении общества к административной ответственности на основании части 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде 400 000 рублей штрафа.
Определение Верховного Суда РФ от 06.12.2018 N 308-АД18-19696 по делу N А15-5421/2017
открытое акционерное общество "Буйнакский агрегатный завод" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела иммиграционного контроля Управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Дагестан (далее - административный орган) от 02.08.2017 N 519955 о привлечении общества к административной ответственности на основании части 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде 400 000 рублей штрафа.
Определение Верховного Суда РФ от 25.02.2019 N 303-АД18-26140 по делу N А24-1449/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мастер" о признании незаконным и отмене постановления Управления внутренних дел Российской Федерации по Камчатскому краю от 13.03.2018 N 26/0175/18 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 450 000 рублей,