ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 декабря 2022 г. N 80-АД22-8-К6
Судья Верховного Суда Российской Федерации Александров В.Н., рассмотрев жалобу начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по Барышскому району УФССП России по Ульяновской области Рослякова А.Ю. на вступившие в законную силу постановление судьи Барышского городского суда Ульяновской области от 18 марта 2022 года, решение судьи Ульяновского областного суда от 26 мая 2022 года и постановление судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 5 августа 2022 года, вынесенные в отношении администрации муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Барышского городского суда Ульяновской области от 18 марта 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Ульяновского областного суда от 26 мая 2022 года и постановлением судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 05 августа 2022 года, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении администрации муниципального образования Барышский район Ульяновской области (далее - администрация МО "Барышский район", администрация) прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, начальник отделения - старший судебный пристав ОСП по Барышскому району УФССП России по Ульяновской области Росляков А.Ю., выражает несогласие с вынесенными по делу об административном правонарушении судебными актами, приводя доводы об их незаконности.
Администрация МО "Барышский район", уведомленная в порядке части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче указанной жалобы в Верховный Суд Российской Федерации, возражения на нее не представила.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность наступает за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Согласно части 2.1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административную ответственность влечет неисполнение должником исполнительного документа, содержащего требования неимущественного характера, связанные с обеспечением пожарной безопасности, промышленной безопасности или безопасности гидротехнических сооружений, соблюдением требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий), реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства или ввода его в эксплуатацию либо обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона от 02 октября 2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Частью 2 указанной статьи установлено, что при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.
Как усматривается из материалов дела, 21 декабря 2018 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Барышскому району УФССП России по Ульяновской области возбуждено исполнительное производство N < ... > на основании исполнительного листа N < ... > от 2 ноября 2015 года, выданного Барышским городским судом Ульяновской области, согласно которому на администрацию МО "Барышский район" возложена обязанность ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на земельном участке с кадастровым номером 73:02:015601:16 в районе д. Екатериновка Барышского района Ульяновской области, в 1 километре на юго-запад по полевой дороге, ведущей в старый щебенчатый карьер.
В рамках возбужденного 21 декабря 2018 года исполнительного производства в отношении должника - администрации МО "Барышский район", судебным приставом-исполнителем 17 июля 2019 года вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
23 марта 2020 года постановлением начальника отдела - старшего судебного пристава ОСП по Барышскому району УФССП России по Ульяновской области, администрация МО "Барышский район" привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
16 июля 2021 года постановлением врио начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по Барышскому району УФССП России по Ульяновской области, администрация МО "Барышский район" привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 51 000 рублей.
8 октября 2021 года постановлением судебного пристава-исполнителя должнику назначен новый срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа - до 31 декабря 2021 года, которое получено администрацией МО "Барышский район" 8 октября 2021 года.
9 февраля 2022 года ведущим судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по Барышскому району С. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому администрация МО "Барышский район", являясь должником по исполнительному производству N < ... > , не исполнила содержащиеся в исполнительном документе, выданном Барышским городским судом Ульяновской области по делу N 2а-174/2018 от 11 сентября 2018 года, требования неимущественного характера, связанные с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно: ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на земельном участке с кадастровым номером 73:02:015601:16 в районе д. Екатериновка Барышского района Ульяновской области, в 1 километре на юго-запад по полевой дороге, ведущей в старый щебенчатый карьер, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем в требовании от 08 октября 2021 года и полученном лично 8 октября 2021 года, после вынесения постановления о наложении административного штрафа от 16 июля 2021 года за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением судьи Барышского городского суда Ульяновской области от 18 марта 2022 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации МО "Барышский район", прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
С указанными выводами судьи районного суда согласились суды последующих инстанций, отказав в удовлетворении жалоб должностного лица.
Вместе с тем, с выводами судов нельзя согласиться в силу следующих обстоятельств.
Приходя к выводу об отсутствии в действиях администрации МО "Барышский район" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда не учел те обстоятельства, что после привлечения должника по исполнительному производству к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судебным приставом-исполнителем установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 31 декабря 2021 года, в который решение суда должником не исполнено, доказательства, свидетельствующие о наличии непреодолимых препятствий к исполнению решения суда, в материалах дела отсутствуют. Кроме того, отсрочка исполнения решения суда, на основании которого выдан исполнительный лист, и которая учтена судьей районного суда в качестве обстоятельства, свидетельствующего об отсутствии состава административного правонарушения, предоставлена администрации МО "Барышский район" после истечения нового срока для исполнения требований исполнительного документа, то есть после 31 декабря 2021 года.
Надлежащая оценка указанным обстоятельствам судьей районного суда в оспариваемом постановлении не дана, как и судами последующих инстанций.
Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
В силу подпункта 3 пункта 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится одно из следующих решений: об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку на момент рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации жалобы начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по Барышскому району УФССП России по Ульяновской области срок давности привлечения администрации к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, не истек, дело подлежит возвращению на новое рассмотрение судье Барышского городского суда Ульяновской области.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление судьи Барышского городского суда Ульяновской области от 18 марта 2022 года, решение судьи Ульяновского областного суда от 26 мая 2022 года и постановление судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 5 августа 2022 года, вынесенные в отношении администрации муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Барышский городской суд Ульяновской области.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.Н.АЛЕКСАНДРОВ