ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 апреля 2021 г. по делу N 85-АД21-1-К1
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Вейсбрут Ольги Григорьевны на вступившие в законную силу постановление судьи Козельского районного суда Калужской области от 03.07.2020 N 5-1-135/2020, решение судьи Калужского областного суда от 10.09.2020 N А-7-12-112/2020 и постановление судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 19.01.2021 N 16-307/2021, состоявшиеся в отношении индивидуального предпринимателя Вейсбрут Ольги Григорьевны (далее - Вейсбрут О.Г.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Козельского районного суда Калужской области от 03.07.2020 N 5-1-135/2020, оставленным без изменения решением судьи Калужского областного суда от 10.09.2020 N А-7-12-112/2020 и постановлением судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 19.01.2021 N 16-307/2021, индивидуальный предприниматель Вейсбрут О.Г. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде предупреждения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Вейсбрут О.Г. выражает несогласие с указанными актами, вынесенными в отношении нее по данному делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Вейсбрут О.Г. к административной ответственности) невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 данного Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" к обязанностям граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в числе иных, отнесены обязанности соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.03.2020 N 762-р утвержден прилагаемый рекомендуемый перечень непродовольственных товаров первой необходимости (далее по тексту цитируемого нормативно-правового акта - перечень). Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе дополнить перечень в зависимости от санитарно-эпидемиологической обстановки на соответствующей территории Российской Федерации (пункты 1, 2 названного распоряжения).
В силу пункта 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.03.2020 N 762-р к организациям, обеспечивающим население товарами первой необходимости, указанными в перечне, отнесены организации и индивидуальные предприниматели, обеспечивающие всю товаропроводящую цепочку таких товаров от производителя до конечного потребителя, включая производителей, поставщиков, дистрибьюторов, транспортно-логистические организации, логистические комплексы, организации, оказывающие услуги по подготовке, обработке, упаковке товаров и иные подобные услуги, распределительные центры, оптовые рынки, склады, службы доставки, курьерские службы, пункты выдачи заказов, объекты торговли всех форматов (в том числе нестационарные и мобильные объекты), а также управляющие компании, в том числе обеспечивающие функционирование объектов недвижимости, в которых располагаются такие организации.
При реализации хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, товаров, входящих хотя бы в одну группу товаров, указанных в перечне, такие хозяйствующие субъекты вправе реализовывать товары, не включенные в перечень (пункт 4 указанного распоряжения Правительства Российской Федерации).
Пунктом 5 названного акта установлено, что допускается продажа продовольственных и непродовольственных товаров дистанционным способом, за исключением товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства Калужской области от 17.03.2020 N 200 "О введении режима повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы Калужской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" с 09.00 17 марта 2020 года по 24.00 11 мая 2020 года введен режим повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы Калужской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Из пунктов 8.5, 8.5.2 этого постановления Правительства Калужской области следует, что на территории Калужской области с 00.00 28 марта по 24.00 11 мая 2020 года временно приостановлена работа торговых, торгово-развлекательных центров и иных объектов розничной торговли. Ограничения, установленные пунктами 8.5.1, 8.5.2, не распространяются, в числе иного, на объекты розничной торговли в части реализации продовольственных товаров и (или) средств личной гигиены; на реализацию товаров первой необходимости, указанных в перечне, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.03.2020 N 762-р.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения индивидуального предпринимателя Вейсбрут О.Г. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили содержащиеся в обжалуемых судебных актах выводы об осуществлении названным лицом 04.05.2020 в торговом доме "Водолей", расположенном по адресу: Калужская область, г. Козельск, ул. Большая Советская, д. 30, розничной продажи бытовой техники и иных непродовольственных товаров в нарушение требований пунктов 8.5, 8.5.2 постановления Правительства Калужской области от 17.03.2020 N 200 "О введении режима повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы Калужской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".
Вместе с тем выводы судебных инстанций являются преждевременными ввиду следующего.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 названного Кодекса по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В ходе рассмотрения настоящего дела об административных правонарушениях (в частности, в жалобе на постановление судьи районного суда) Вейсбрут О.Г. последовательно приводила доводы об осуществлении 04.05.2020 в магазине по обозначенному выше адресу реализации товаров первой необходимости, указанных в перечне, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.03.2020 N 762-р, в подтверждение чего представляла соответствующие доказательства, в числе которых фотоматериал объекта торговой деятельности, копии расчетных документов о закупке индивидуальным предпринимателем Вейсбрут О.Г. таких товаров из указанного перечня как средства индивидуальной защиты, салфетки влажные, мыло туалетное, бумага туалетная, средства дезинфицирующие (и иных), копии сведений о ревизионном остатке проданных товаров.
Заявляя данные доводы и доказательства, лицо, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, указывало на незаконность привлечения к административной ответственности за нарушение пунктов 8.5, 8.5.2 постановления Правительства Калужской области от 17.03.2020 N 200 "О введении режима повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы Калужской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", настаивая на применении в рассматриваемом случае положений пункта 4 указанного распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.03.2020 N 762-р, согласно которым, как указывалось выше, при реализации хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, товаров, входящих хотя бы в одну группу товаров, указанных в перечне, такие хозяйствующие субъекты вправе реализовывать товары, не включенные в перечень.
Между тем при рассмотрении настоящего дела не получили надлежащую оценку и не были исследованы имеющие правовое значение обстоятельства, связанные с тем, применимы ли к данной правовой ситуации приведенные нормы, содержащиеся в распоряжении Правительства Российской Федерации от 27.03.2020 N 762-р, в частности, не проверены доводы Вейсбрут О.Г. об осуществлении ею 04.05.2020 торговой деятельности по реализации товаров, указанных в перечне непродовольственных товаров первой необходимости (а также ее доводы о реализации товаров дистанционным способом).
Такое разрешение дела нельзя признать отвечающим установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В связи с изложенным решение судьи Калужского областного суда от 10.09.2020 N А-7-12-112/2020 и постановление судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 19.01.2021 N 16-307/2021, состоявшиеся в отношении индивидуального предпринимателя Вейсбрут О.Г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Калужский областной суд.
При новом рассмотрении дела об административном правонарушении суду следует учесть изложенное в настоящем постановлении, оценить приведенные доводы и материалы дела по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности в порядке статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и, правильно применив нормы материального и процессуального права, вынести законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
решение судьи Калужского областного суда от 10.09.2020 N А-7-12-112/2020 и постановление судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 19.01.2021 N 16-307/2021, состоявшиеся в отношении индивидуального предпринимателя Вейсбрут Ольги Григорьевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Направить данное дело об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя Вейсбрут Ольги Григорьевны на новое рассмотрение в Калужский областной суд.
Судья
Верховного Суда
Российской Федерации
С.Б.НИКИФОРОВ