ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 февраля 2018 г. N 74-АД18-7
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу защитника Дьячковской Анны Александровны, действующей на основании доверенности в интересах Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия), на вступившие в законную силу постановление должностного лица ОНД по Алданскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Республики Саха (Якутия), главного государственного инспектора Алданского района по пожарному надзору от 19 октября 2016 г. N 1/117, решение заместителя начальника УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Саха (Якутия) от 9 ноября 2016 г., решение судьи Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 16 декабря 2016 г., решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 10 февраля 2017 г. и постановление и.о. заместителя председателя Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 12 апреля 2017 г., вынесенные в отношении Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) (далее - Министерство) по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением должностного лица ОНД по Алданскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Саха (Якутия), главного государственного инспектора Алданского района по пожарному надзору от 19 октября 2016 г. N 1/117, оставленным без изменения решением заместителя начальника УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Саха (Якутия) от 9 ноября 2016 г., Министерство признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и в соответствии с требованиями части 2 статьи 4.4 названного Кодекса подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением судьи Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 16 декабря 2016 г., оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 10 февраля 2017 г. и постановлением и.о. заместителя председателя Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 12 апреля 2017 г., постановление и решение должностных лиц изменены в части назначенного административного наказания, размер административного штрафа снижен до 75 000 рублей, в остальной части указанные акты оставлены без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник Дьячковская А.А. просит об отмене постановления и решения должностных лиц и судебных актов, вынесенных в отношении Министерства по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 3 июня 2011 г. N 120-ФЗ) нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 названного Кодекса и частями 3 - 8 данной статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 3 июня 2011 г. N 120-ФЗ, признана утратившей силу Федеральным законом от 28 мая 2017 г. N 100-ФЗ) нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения Министерства к административной ответственности по части 1 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 3 июня 2011 г. N 120-ФЗ) послужили выявленные в рамках плановой выездной проверки, проведенной в отношении Министерства должностным лицом ОНД по Алданскому району УВД и ПР ГУ МЧС России по Республике Саха (Якутия) 5 октября 2016 г. с 14.00 до 15.00 часов и 12 октября 2016 г. с 14.00 до 15.00 часов на объекте защиты, расположенном по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Алдан, ул. Кузнецова, 35А (Алданский комитет охраны природы), нарушения требований пожарной безопасности:
1. руководитель подразделения (руководители и ответственные за пожарную безопасность лица) не прошел своевременное обучение пожарно-техническому минимуму (пункт 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 "О противопожарном режиме" (далее - Правила противопожарного режима), пункты 31, 32 Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций", утвержденных приказом МЧС РФ от 12 декабря 2007 г. N 645 (далее - Нормы пожарной безопасности);
2. не ведется надлежащий учет наличия и исправности огнетушителей (пункты 70, 475, 478 Правил противопожарного режима),
3. на площадке 2-го этажа лестничной клетки допущено размещение мебели (пункт 23 Правил противопожарного режима);
4. в коридоре 2-го этажа (на пути эвакуации) допущено размещение мебели (пункт 36 Правил противопожарного режима).
Фактические обстоятельства совершения Министерством противоправного деяния подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколами об административных правонарушениях (л.д. 92, 93), распоряжением о проведении проверки (л.д. 112 - 113), актом проверки (л.д. 114 - 117) и другими доказательствами, получившими оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, в обжалуемых актах сделан правильный вывод о нарушении Министерством требований пожарной безопасности, предусмотренных пунктами 31, 32 Норм пожарной безопасности, пунктами 3, 7, 23, 36, 475, 478 Правил противопожарного режима и совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 3 июня 2011 г. N 120-ФЗ).
Делая данный вывод, должностные лица и судебные инстанции обоснованно исходили из того, что в рассматриваемом случае ответственность за нарушение требований пожарной безопасности должно нести Министерство, территориальное подразделение которого - Алданский комитет охраны природы расположено в помещении по вышеуказанному адресу (2-ой этаж) и эксплуатирует его. Соответствующий вывод не противоречит положениям статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ).
Вопреки утверждению заявителя, о проведении плановой проверки Министерство было уведомлено органом государственного надзора посредством направления копии распоряжения о проведении плановой выездной проверки как в структурное подразделение юридического лица, так и непосредственно юридическому лицу на электронную почту в 16 часов 16 минут 13 сентября 2016 г. по адресу: minopr@sakha.gov.ru, что согласуется с положениями части 12 статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ), в силу которых такое уведомление может быть произведено путем направления распоряжения, как заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, так и иным доступным способом.
При этом установленный данной нормой срок уведомления юридического лица о проведении проверки (не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения) не нарушен.
Оснований для вывода о том, что органом государственного надзора допущено грубое нарушение требований к организации и проведению проверок, предусмотренных частью 12 статьи 9 названного Федерального закона, не имеется.
Исходя из взаимосвязанных положений части 1 статьи 14 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ, статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ, пунктов 1, 2, подпункта "а" пункта 10 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. N 290 "О федеральном государственном пожарном надзоре", распоряжение о проведении проверки вынесено уполномоченным на то должностным лицом.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении настоящего дела выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административных правонарушений, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Доводы, имеющие правовое значение, были проверены в ходе производства по делу, не нашли своего подтверждения и отвергнуты как необоснованные.
Порядок и срок давности привлечения Министерства к административной ответственности соблюдены.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену состоявшихся по делу актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Правовые основания для отмены принятых по делу актов отсутствуют.
Вместе с тем имеются основания для изменения актов должностных лиц и судебных решений.
Федеральным законом от 28 мая 2017 г. N 100-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О пожарной безопасности" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Федеральный закон от 28 мая 2017 г. N 100-ФЗ), вступившим в силу с 9 июня 2017 г., части 3 - 5 и 8 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признаны утратившими силу.
В соответствии с частью 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В силу части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Исходя из информации, представленной ОНД по Алданскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Саха (Якутия), постановление должностного лица ОНД по Алданскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Саха (Якутия), главного государственного инспектора Алданского района по пожарному надзору от 19 октября 2016 г. N 1/117 не исполнено.
Таким образом, положения Федерального закона от 28 мая 2017 г. N 100-ФЗ распространяются на Министерство, которым административное правонарушение совершено до вступления данного закона в силу.
Однако оснований для прекращения производства по настоящему делу об административном правонарушении в той части, в которой деяние Министерства, выразившееся в нарушении пунктов 23, 36 Правил противопожарного режима (нарушения, приведенные выше в пунктах 3 и 4), квалифицировано по части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 3 июня 2011 г. N 120-ФЗ), не имеется, поскольку в указанной части деяние Министерства содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 названного Кодекса, и подлежит переквалификации с части 4 на часть 1 этой статьи.
Деяние Министерства, выразившееся в нарушении пунктов 31, 32 Норм пожарной безопасности, пунктов 3, 70, 475, 478 Правил противопожарного режима (нарушения, приведенные выше в пунктах 1 и 2), образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Переквалификация действий Министерства (в части нарушений пунктов 23, 36 Правил противопожарного режима) согласуется с правовой позицией, выраженной в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в соответствии с которой при рассмотрении дела об административном правонарушении судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу. В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Разрешая вопрос об административном наказании, судья Верховного Суда Российской Федерации отмечает следующее.
Санкцией части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц предусмотрено наказание в виде административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, при назначении наказания судья Верховного Суда Российской Федерации учитывает характер совершенного Министерством административного правонарушения, то обстоятельство, что оно впервые привлекается к административной ответственности, а также отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность.
При этом негативных последствий не наступило, выявленные нарушения были устранены, что судья Верховного Суда Российской Федерации признает исключительными обстоятельствами и на основании положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях полагает необходимым назначить Министерству административное наказание по части 1 статьи 20.4 названного Кодекса в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей, то есть менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией указанной нормы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление должностного лица ОНД по Алданскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Республики Саха (Якутия), главного государственного инспектора Алданского района по пожарному надзору от 19 октября 2016 г. N 1/117, решение заместителя начальника УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Саха (Якутия) от 9 ноября 2016 г., решение судьи Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 16 декабря 2016 г., решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 10 февраля 2017 г. и постановление и.о. заместителя председателя Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 12 апреля 2017 г., вынесенные в отношении Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить: действия Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) в части нарушения пунктов 23, 36 Правил противопожарного режима переквалифицировать с части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 1 статьи 20.4 названного Кодекса.
Назначить Министерству охраны природы Республики Саха (Якутия) за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей.
В остальной части указанные акты оставить без изменения, жалобу защитника Дьячковской А.А., действующей на основании доверенности в интересах Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия), - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.П.МЕРКУЛОВ