1. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
2. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
2.1. В случае одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность, лицо подлежит административной ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
3. Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.
- Статья 1.6. Обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением
- Статья 1.8. Действие законодательства об административных правонарушениях в пространстве
Комментарий к ст. 1.7 КоАП
1. Лица, совершившие административное правонарушение, привлекаются к административной ответственности на основании нормативно-правовых актов двух видов. Во-первых, это акты, непосредственно устанавливающие административную ответственность, законодательство об административных правонарушениях (комментируемый Кодекс и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях). Во-вторых, это нормативно-правовые акты, содержащие правила управленческого характера, за нарушение которых правовыми актами первого вида установлена административная ответственность. Лицо может быть привлечено к административной ответственности лишь в том случае, если на момент совершения им административного правонарушения действовали нормативно-правовые акты обоих видов.
2. Важнейшим принципом применения юридической ответственности является принцип, согласно которому закон не имеет обратной силы, то есть под действие закона не подпадают юридические факты, возникшие до его вступления в силу. Часть вторая комментируемой статьи устанавливает изъятие из данного принципа. Оно выражается в том, что закон, смягчающий или отменяющий ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу.
3. Физическое или юридическое лицо привлекается к административной ответственности по правилам, действующим во время производства по делу об административном правонарушении.
Судебная практика по статье 1.7 КоАП
Признавая не подлежащим исполнению постановление административного органа в соответствии с разъяснениями, данными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения", суды первой, апелляционной и кассационной инстанций исходили из того, что административная ответственность за совершенное правонарушение отменена Федеральным законом от 05.10.2015 N 275-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в силу статьи 1.7 КоАП РФ распространяющим свое действие на общество, в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Определение Верховного Суда РФ от 30.01.2017 N 306-АД16-19236 по делу N А49-7845/2016
Изменяя постановление административного органа, суд первой инстанции, руководствуясь частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ, исходя из обстоятельств совершения правонарушения, пришел к выводу о наличии совокупности необходимых условий для применения положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ и посчитал возможным заменить назначенное предпринимателю административное наказание в виде штрафа на предупреждение.
Определение Верховного Суда РФ от 20.02.2017 N 310-АД16-20769 по делу N А23-7536/2015
Положения приведенной нормы не меняют существо запрета, за несоблюдение которого предприниматель привлечен к административной ответственности, и не свидетельствуют о декриминализации вмененного предпринимателю деяния, что не влечет правовые последствия, предусмотренные статьей 1.7 КоАП РФ.
Доводов, подтверждающих существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являются достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, предпринимателем в жалобе не приведено.
Определение Верховного Суда РФ от 20.02.2017 N 302-АД16-20666 по делу N А19-9452/2016
Вместе с тем, руководствуясь положениями части 2 статьи 1.7, статьи 3.4, статьи 4.1.1 КоАП РФ, разъяснениями, изложенными в пункте 33.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", суд апелляционной инстанции, принимая во внимание обстоятельства совершенного правонарушения, статус общества, являющегося субъектом малого предпринимательства, посчитал возможным заменить административное наказание, назначенное в виде штрафа, на предупреждение.
Определение Верховного Суда РФ от 20.04.2017 N 301-АД17-3039 по делу N А43-5260/2016
Как следует из частей 1 и 2 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Определение Верховного Суда РФ от 27.04.2017 N 303-АД17-3547 по делу N А73-8675/2016
Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет (части 1, 2 статьи 1.7 КоАП РФ).
Постановление Верховного Суда РФ от 15.05.2017 N 46-АД17-20
В силу части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Определение Верховного Суда РФ от 19.07.2017 N 309-АД17-8524 по делу N А50-10220/2012
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, части 1 и части 2 статьи 1.7, части 3 статьи 14.13, части 1 и части 2 статьи 32.11 КоАП РФ, Федерального закона от 29.12.2015 N 391-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункта 33.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", суды первой, апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу о том, что оснований для применения части 2 статьи 1.7 КоАП РФ не имеется.
Определение Верховного Суда РФ от 06.12.2017 N 308-АД17-17752 по делу N А32-32345/2016
Изменяя постановления административного органа, суд первой инстанции, руководствуясь частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ, исходя из обстоятельств совершения правонарушения, пришел к выводу о наличии совокупности необходимых условий для применения положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ и посчитал возможным заменить назначенное административное наказание в виде штрафа на предупреждение.
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 305-АД17-13725 по делу N А40-28326/2017
С учетом статьи 1.7 КоАП РФ, соответствующая моменту совершения вменяемого обществу правонарушения редакция части 1 статьи 4.5 КоАП РФ устанавливала, что постановление по делу об административном правонарушении за нарушение валютного законодательства Российской Федерации не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Определение Верховного Суда РФ от 19.12.2017 N 302-АД17-17358 по делу N А19-21940/2016
С учетом внесенных изменений, положений статьи 1.7 КоАП РФ, наличия обстоятельства, смягчающего административную ответственность (добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение), и отсутствия отягчающих административную ответственность обстоятельств, Сибирская оперативная таможня решением от 20.07.2016 N 10614000/30ю/38Б изменила постановление оспоренное заявителем в порядке ведомственного подчинения, в части назначения административного наказания, определив обществу меру ответственности в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.