ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 декабря 2018 г. N 3-АД18-11
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу (с представленными к ней дополнениями) Ерина Николая Юрьевича на постановление от 09.11.2017 N 3/40.31-19.19-17, вынесенное начальником отдела государственного контроля и надзора в Республике Коми Северо-Западного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, решение судьи Эжвинского районного суда города Сыктывкара Республики Коми от 09.02.2018 N 12-5/2018, решение судьи Верховного Суда Республики Коми от 21.03.2018 N 21-220/2018 и постановление заместителя председателя Верховного Суда Республики Коми от 03.07.2018 N 4А-376/2018, состоявшиеся в отношении начальника производственной лаборатории технологического контроля акционерного общества "Монди Сыктывкарский ЛПК" Ерина Николая Юрьевича (далее - Ерин Н.Ю.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением от 09.11.2017 N 3/40.31-19.19-17, вынесенным начальником отдела государственного контроля и надзора в Республике Коми Северо-Западного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее также - постановление должностного лица), начальник производственной лаборатории технологического контроля акционерного общества "Монди Сыктывкарский ЛПК" (далее - общество) Ерин Н.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением ему административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Эжвинского районного суда города Сыктывкара Республики Коми от 09.02.2018 N 12-5/2018 постановление должностного лица оставлено без изменения. Названным судебным актом из постановления должностного лица исключен вывод о нарушении Ериным Н.Ю. законодательства об обеспечении единства измерений в части применения не прошедшего в установленном порядке поверку средства измерения - прибора для определения впитываемости бумаги и картона при одностороннем смачивании СОВВ-Т N 100705.
Решением судьи Верховного Суда Республики Коми от 21.03.2018 N 21-220/2018 и постановлением заместителя председателя Верховного Суда Республики Коми от 03.07.2018 N 4А-376/2018 указанные акты оставлены без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации (с учетом представленных дополнений), Ерин Н.Ю. выражает несогласие с вышеобозначенными актами, вынесенными в отношении него по данному делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности. Заявитель, в частности, настаивает на том, что стандарты организации не содержат требований технических регламентов, следовательно, измерения, выполняемые для проверки продукции общества на соответствие стандартам организации (не содержащим требований технических регламентов), к сфере технического регулирования не относятся, поэтому применяемые для этой цели приборы поверке не подлежат.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы (с учетом представленных дополнений) позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Ерина Н.Ю. к административной ответственности) в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями указанного закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.
В статье 13 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" определено, что средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку (часть 1).
Средства измерений, не предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, могут подвергаться поверке в добровольном порядке (часть 7 статьи 13 указанного закона).
Согласно части 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение законодательства об обеспечении единства измерений в части выполнения измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, без применения аттестованных методик (методов) измерений, с несоблюдением требований аттестованных методик (методов) измерений, либо несоблюдения установленного порядка уведомления о своей деятельности по выпуску из производства предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений эталонов единиц величин, стандартных образцов и (или) средств измерений или по их ввозу на территорию Российской Федерации и продаже, либо несоблюдения порядка проведения испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа, порядка поверки средств измерений, либо применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений стандартных образцов неутвержденного типа, средств измерений неутвержденного типа и (или) не прошедших в установленном порядке поверку, либо несоблюдения обязательных метрологических и технических требований к средствам измерений и обязательных требований к условиям их эксплуатации, либо несоблюдения порядка утверждения, содержания, сличения и применения государственных первичных эталонов единиц величин, порядка передачи единиц величин от государственных эталонов, порядка установления обязательных требований к эталонам единиц величин, используемым для обеспечения единства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, порядка оценки соответствия этим требованиям и порядка их применения, либо использования в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений не допущенных к применению в Российской Федерации единиц величин влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, постановлением должностного лица начальник производственной лаборатории технологического контроля общества Ерин Н.Ю. привлечен к административной ответственности на основании части 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за то, что при выполнении измерений показателей качества продукции общества для оценки ее соответствия обязательным требованиям законодательства о техническом регулировании им допущено применение средств измерений, не прошедших в установленном порядке поверку, в количестве шести единиц.
Рассматривая жалобу Ерина Н.Ю. на постановление по делу об административном правонарушении, судья Эжвинского районного суда города Сыктывкара Республики Коми сделал вывод об обоснованности привлечения названного лица к административной ответственности и оставил постановление должностного лица без изменения, а указанную жалобу - без удовлетворения.
Частью 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрены виды решений, которые могут быть вынесены по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, в числе которых: решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения; решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Вместе с тем без учета норм части 1 статьи 30.7 названного Кодекса судья Эжвинского районного суда города Сыктывкара Республики Коми своим решением от 09.02.2018 N 12-5/2018 постановление должностного лица оставил без изменения, однако названным судебным актом из постановления должностного лица исключен вывод о нарушении Ериным Н.Ю. законодательства об обеспечении единства измерений применительно к средству измерения - прибору для определения впитываемости бумаги и картона при одностороннем смачивании СОВВ-Т N 100705, что свидетельствует о фактическом принятии судьей районного суда решения об изменении постановления должностного лица.
Таким образом, вынесенный судьей районного суда акт нормам части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не соответствует.
Вышестоящими судебными инстанциями данное нарушение не устранено.
Более того, в описательно-мотивировочных частях решения судьи Верховного Суда Республики Коми от 21.03.2018 N 21-220/2018 и постановления заместителя председателя Верховного Суда Республики Коми от 03.07.2018 N 4А-376/2018 без учета выводов, содержащихся в решении судьи районного суда, приведены суждения о нарушении Ериным Н.Ю. законодательства об обеспечении единства измерений применительно к прибору для определения впитываемости бумаги и картона при одностороннем смачивании СОВВ-Т N 100705.
Допущенные судебными инстанциями, в производстве которых находились жалобы Ерина Н.Ю. на постановление должностного лица, нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, являются существенными, повлиявшими, на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи Эжвинского районного суда города Сыктывкара Республики Коми от 09.02.2018 N 12-5/2018, решение судьи Верховного Суда Республики Коми от 21.03.2018 N 21-220/2018 и постановление заместителя председателя Верховного Суда Республики Коми от 03.07.2018 N 4А-376/2018, состоявшиеся в отношении начальника производственной лаборатории технологического контроля общества Ерина Н.Ю. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не могут быть признаны законными и обоснованными и подлежат отмене, а дело - возвращению в Эжвинский районный суд города Сыктывкара Республики Коми на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении данного дела об административном правонарушении суду, в числе прочего, следует дать оценку информации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Министерства промышленности и торговли о том, что такие применяемые обществом технические средства как:
прибор для определения сопротивления сжатия гофрированного картона и бумаги для гофрирования УСГ-1-2;
прибор для определения сопротивления продавливанию SE 181;
прибор для определения впитываемости бумаги и картона при одностороннем смачивании СОВВ-Т;
измеритель шероховатости бумаги по Бендтсену 164 не могут быть отнесены к средствам измерений, так как не отвечают их признакам. Копии данных сведений приобщены Ериным Н.Ю. к поданной в Верховный Суд Российской Федерации жалобе.
Следует отметить, что изложенные в поданной в Верховный Суд Российской Федерации жалобе доводы, касающиеся существа обжалуемых актов, могут быть названным лицом заявлены при новом рассмотрении данного дела.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
решение судьи Эжвинского районного суда города Сыктывкара Республики Коми от 09.02.2018 N 12-5/2018, решение судьи Верховного Суда Республики Коми от 21.03.2018 N 21-220/2018 и постановление заместителя председателя Верховного Суда Республики Коми от 03.07.2018 N 4А-376/2018, состоявшиеся в отношении начальника производственной лаборатории технологического контроля акционерного общества "Монди Сыктывкарский ЛПК" Ерина Николая Юрьевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Направить данное дело об административном правонарушении на новое рассмотрение в Эжвинский районный суд города Сыктывкара Республики Коми.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
С.Б.НИКИФОРОВ