1. Обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, либо обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи и статьей 17.13 настоящего Кодекса, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до шести тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от шестидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
1.1. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до двенадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
2. Обработка персональных данных без согласия в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных в случаях, когда такое согласие должно быть получено в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных статьей 17.13 настоящего Кодекса, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо обработка персональных данных с нарушением установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных требований к составу сведений, включаемых в согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от шести тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
2.1. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до ста тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
3. Невыполнение оператором предусмотренной законодательством Российской Федерации в области персональных данных обязанности по опубликованию или обеспечению иным образом неограниченного доступа к документу, определяющему политику оператора в отношении обработки персональных данных, или сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до двенадцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей.
4. Невыполнение оператором предусмотренной законодательством Российской Федерации в области персональных данных обязанности по предоставлению субъекту персональных данных информации, касающейся обработки его персональных данных, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
5. Невыполнение оператором в сроки, установленные законодательством Российской Федерации в области персональных данных, требования субъекта персональных данных или его представителя либо уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных об уточнении персональных данных, их блокировании или уничтожении в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от восьми тысяч до двадцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до девяноста тысяч рублей.
5.1. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 5 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
6. Невыполнение оператором при обработке персональных данных без использования средств автоматизации обязанности по соблюдению условий, обеспечивающих в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных сохранность персональных данных при хранении материальных носителей персональных данных и исключающих несанкционированный к ним доступ, если это повлекло неправомерный или случайный доступ к персональным данным, их уничтожение, изменение, блокирование, копирование, предоставление, распространение либо иные неправомерные действия в отношении персональных данных, при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от восьми тысяч до двадцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
7. Невыполнение оператором, являющимся государственным или муниципальным органом, предусмотренной законодательством Российской Федерации в области персональных данных обязанности по обезличиванию персональных данных либо несоблюдение установленных требований или методов по обезличиванию персональных данных -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от шести тысяч до двенадцати тысяч рублей.
8. Невыполнение оператором при сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", предусмотренной законодательством Российской Федерации в области персональных данных обязанности по обеспечению записи, систематизации, накопления, хранения, уточнения (обновления, изменения) или извлечения персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц - от одного миллиона до шести миллионов рублей.
9. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 8 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц - от пятисот тысяч до восьмисот тысяч рублей; на юридических лиц - от шести миллионов до восемнадцати миллионов рублей.
Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные частями 8 и 9 настоящей статьи, статьями 13.31, 13.35 - 13.37, 13.39, 13.40 и 13.46 настоящего Кодекса, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
- Статья 13.10. Изготовление в целях сбыта либо сбыт заведомо поддельных государственных знаков почтовой оплаты, международных ответных купонов, использование заведомо поддельных клише франкировальных машин, почтовых штемпелей или иных именных вещей
- Статья 13.11.1. Распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей ограничения дискриминационного характера
Комментарий к ст. 13.11 КоАП
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в нарушении установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения персональных данных. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" персональные данные - любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация. Использование персональных данных - действия (операции) с персональными данными, совершаемые оператором в целях принятия решений или совершения иных действий, порождающих юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или других лиц либо иным образом затрагивающих права и свободы субъекта персональных данных или других лиц. Определения сбора и хранения персональных данных Закон не содержит, однако устанавливает, что под обработкой персональных данных следует понимать действия (операции) с персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных.
Субъектом рассматриваемых правонарушений могут являться граждане, должностные лица и юридические лица, при этом ответственность дифференцируется в зависимости от субъекта.
С субъективной стороны правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
Судебная практика по статье 13.11 КоАП
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу защитника Переладова Е.В., действующего на основании доверенности в интересах Непубличного акционерного общества "Первое коллекторское бюро" на постановление мирового судьи судебного участка N 43 г. Пскова от 23 ноября 2015 г., решение судьи Псковского городского суда Псковской области от 8 февраля 2016 г. и постановление председателя Псковского областного суда от 14 июля 2016 г., состоявшиеся в отношении Открытого акционерного общества "Первое коллекторское бюро" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Постановление Верховного Суда РФ от 01.08.2017 N 56-АД17-18
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу защитника Багаева А.А., действующего в интересах потерпевшей Домниной Т.А. (далее - Домнина Т.А.), на постановление заместителя председателя Приморского краевого суда от 29.11.2016 N 4а-1149/2016, состоявшееся в отношении товарищества собственников жилья "Тигровый" (далее - организация) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Постановление Верховного Суда РФ от 28.06.2018 N 74-АД18-11
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Ивановой Марии Вячеславовны на вступившие в законную силу постановление мирового судьи по судебному участку N 46 города Якутска Республики Саха (Якутия) от 05.10.2017 N 5-526/46-2017, решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 22.11.2017 N 12-1754/2017 и постановление исполняющего обязанности заместителя председателя Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 08.02.2018 N 4а-704-17, состоявшиеся в отношении главного редактора газеты "Якутск вечерний" Ивановой Марии Вячеславовны (далее - Иванова М.В.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Определение Верховного Суда РФ от 05.10.2018 N 306-АД18-16256 по делу N А65-33540/2017
Поскольку в рассматриваемом случае обществу вменяется в вину не нарушение установленного порядка обработки персональных данных, а включение в договор условия, ущемляющего права потребителя, доводы жалобы об отсутствии соответствующих полномочий у административного органа и о необходимости квалификации правонарушения по статье 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежат отклонению.
Определение Верховного Суда РФ от 28.11.2018 N 301-АД18-19101 по делу N А11-5722/2018
по заявлению Тарасовой Татьяны Равильевны о признании незаконным и отмене определения Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Владимирской области от 24.04.2018 N ОО-33/4/14 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по статье 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья",
Определение Верховного Суда РФ от 18.12.2018 N 302-АД18-20617 по делу N А10-2117/2018
по заявлению Помулевой Натальи Алексеевны о признании незаконным и отмене определения Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Бурятия от 12.04.2018 N ОО-03/3/15 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по статье 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении управляющей компании общества с ограниченной ответственностью "Светлый",
Решение Верховного Суда РФ от 14.03.2019 N 43-ААД19-2
определением начальника отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора) по Удмуртской Республике от 9 июля 2018 г. N 00-18/5/40, оставленным без изменения решением судьи Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 29 августа 2018 г., по заявлению Нурмухаметовой Л.Х. отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с отсутствием состава административного правонарушения в отношении должностных лиц Управления Федеральной почтовой связи Удмуртской Республики - филиала Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" (далее - УФПС Удмуртской Республики - филиала ФГУП "Почта России").
Определение Конституционного Суда РФ от 24.10.2019 N 2921-О
Заявительница утверждает, что трижды обращалась к своему работодателю (федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России") с заявлениями о предоставлении доступа к оригиналам документов ее личного дела, но ей в этом было отказано. Л.Х. Нурмухаметова обратилась в государственные органы с заявлением о привлечении к административной ответственности должностных лиц филиала федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 13.11 КоАП Российской Федерации. Определением должностного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике от 9 июля 2018 года было отказано в возбуждении дела об административном правонарушении. Решением Октябрьского районного суда города Ижевска от 29 августа 2018 года данное определение было оставлено без изменения. Определением Верховного Суда Удмуртской Республики от 17 октября 2018 года была возвращена жалоба на указанное судебное решение, поскольку она была подана в электронном виде, что не предусматривается Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Определением Верховного Суда Удмуртской Республики от 28 ноября 2018 года, оставленным без изменения решением Верховного Суда Российской Федерации от 14 марта 2019 года, заявительнице было отказано в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока обжалования судебного решения, а ее жалоба, поданная в обычном порядке, также была ей возвращена.
Постановление Верховного Суда РФ от 24.08.2020 N 5-АД20-74
определением от 16.10.2018 N ОО-77/08/736, вынесенным заместителем начальника отдела по защите прав субъектов персональных данных и надзора в сфере информационных технологий Управления Роскомнадзора по Центральному федеральному округу (далее также - административный орган), оставленным без изменения решением от 29.10.2018 временно исполняющего обязанности начальника данного отдела административного органа, в возбуждении в отношении акционерного общества "Альфа-Банк" дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по заявлению Юшина Р.Н. отказано в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Определение Конституционного Суда РФ от 27.12.2022 N 3250-О
Как следует из представленных материалов, Юргинская межрайонная прокуратура по результатам проверки коммерческой организации внесла в адрес администрации города Юрги представление об устранении нарушений 2 законодательства в сфере отходов производства и потребления, допущенных должностными лицами администрации города Юрги, в том числе А.В. Есенковым, являвшимся председателем комитета по управлению муниципальным имуществом и первым заместителем главы города Юрги. В данном представлении в числе прочего содержались сведения о заключении договора субаренды части земельного участка между указанной организацией и А.В. Есенковым. Заявитель, полагая, что тем самым незаконно были распространены его персональные данные, усмотрел в действиях сотрудников прокуратуры состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 13.11 КоАП Российской Федерации, в связи с чем обратился в прокуратуру Кемеровской области. В ответ на свое обращение А.В. Есенков был проинформирован о том, что указание его персональных данных в представлении прокуратуры не является их распространением и не нарушает законодательство. Не согласившись с таким ответом, заявитель обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными действий (бездействия) прокуратуры Кемеровской области по рассмотрению его обращения.
Определение Верховного Суда РФ от 17.06.2020 N 307-ЭС20-8111 по делу N А56-110762/2019
Судья Верховного Суда Российской Федерации Першутов А.Г., изучив кассационную жалобу Потапова Сергея Николаевича на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.10.2019 по делу N А56-110762/2019, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2019 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.02.2020 по тому же делу по заявлению Потапова Сергея Николаевича к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному федеральному округу о признании незаконными решения от 02.09.2019 и определения от 20.08.2019 N ОО-78/9/-497 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также бездействия, выразившегося в ненаправлении запрошенной в обращении от 12.08.2019 и жалобе от 21.08.2019 информации в виде их копий с отметками о регистрации, и о понуждении рассмотреть обращение Потапова Сергея Николаевича, направив ему соответствующую информацию,