1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
2. Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
3. Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
4. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 - 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Примечание. Под средствами индивидуальной защиты в части 4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.
- Статья 5.27. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
- Статья 5.28. Уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения
Судебная практика по статье 5.27 КоАП
по заявлению арбитражного управляющего Пленкина Владимира Алексеевича о признании незаконным и отмене постановления от 28.02.2017 N 421 Государственной инспекции труда в Кировской области о привлечении к административной ответственности на основании части 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Определение Верховного Суда РФ от 04.09.2017 N 307-КГ17-11409 по делу N А56-16047/2016
Как следует из судебных актов, решениями Всеволожского городского суда Ленинградской области от 20.07.2015 по делам N 12-307/2015 и N 12-308/2015 признаны незаконными и отменены постановления инспекции от 05.03.2015, которыми общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 5.27.1 и частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное производство прекращено.
Определение Конституционного Суда РФ от 30.01.2020 N 161-О
По мнению заявителя, указанные нормы противоречат Конституции Российской Федерации, в частности ее статьям 2, 17, 18, 19 (части 1 и 2), 37 (часть 3) и 55 (часть 2), поскольку оспариваемые положения статей 16 и 67 Трудового кодекса Российской Федерации позволяют суду считать трудовые отношения возникшими, притом что условие об оплате труда не было согласовано работником, а статья 237 названного Кодекса не позволяет взыскать моральный вред в пользу работника в размере, аналогичном размеру административного штрафа, установленного статьей 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определение Конституционного Суда РФ от 30.01.2020 N 168-О
статью 5.27.1 КоАП Российской Федерации "Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации";
абзац второй части первой статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации (в жалобе ошибочно указан абзац первый части первой), в соответствии с которым работодатель имеет право заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом, иными федеральными законами;
Постановление Верховного Суда РФ от 14.02.2020 N 44-АД20-1
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу защитника Коротаева Юрия Владимировича, действующего на основании доверенности в интересах Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации", на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае от 19 октября 2018 г. N 2018/195/70, решение судьи Дзержинского районного суда г. Перми от 14 января 2019 г., решение судьи Пермского краевого суда от 25 февраля 2019 г. и постановление заместителя председателя Пермского краевого суда от 3 июня 2019 г., вынесенные в отношении Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - ФГП ВО ЖДТ России) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Постановление Верховного Суда РФ от 08.04.2020 N 73-АД20-1
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу защитника Оленникова В.В., действующего в интересах федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа", на вступившие в законную силу постановление от 24.04.2018 N 14120, вынесенное начальником отдела надзора и контроля по вопросам охраны труда Государственной инспекции труда в Республике Бурятия, решение судьи Кировского районного суда города Хабаровска от 10.04.2019 N 12-142/2009, решение судьи Хабаровского краевого суда от 28.05.2019 N 21-478/2019 и постановление заместителя председателя Хабаровского краевого суда от 20.09.2019 N 4А-492/2019, состоявшиеся в отношении федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" (далее - учреждение) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Постановление Верховного Суда РФ от 07.07.2020 N 5-АД20-70
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью Частное охранное предприятие "Легион" - генерального директора Грабилина С.Ю. на вступившие в законную силу постановление от 24.01.2018 N 4-9261-17-ППР/1056/4/2, вынесенное исполняющим обязанности главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в городе Москве, решение судьи Гагаринского районного суда города Москвы от 03.10.2018 N 12-616/2018 и постановление заместителя председателя Московского городского суда от 21.11.2019 N 4а-7957/19, состоявшиеся в отношении общества с ограниченной ответственностью Частное охранное предприятие "Легион" (далее - предприятие) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Постановление Верховного Суда РФ от 01.03.2017 N 84-АД17-1
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу начальника отдела по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства - главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Новгородской области (далее - должностное лицо Инспекции) Пархомчука Р.С. на решение судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 5 августа 2015 г., решение судьи Новгородского областного суда от 14 марта 2016 г. и постановление и.о. председателя Новгородского областного суда от 8 августа 2016 г., вынесенные в отношении генерального директора ООО "Касаверде проджект" (далее - общество) Тяна И.В. по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3 статьи 5.27, частями 2, 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ,
Постановление Верховного Суда РФ от 03.04.2017 N 127-АД17-2
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу директора муниципального унитарного предприятия "Вилино" (далее - МУП "Вилино", предприятие) Примуш Н.И. на вступившие в законную силу постановление ведущего государственного инспектора труда Инспекции по труду Республики Крым от 26 июня 2015 г. N 370, решение судьи Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 15 февраля 2016 г., решение судьи Верховного Суда Республики Крым от 28 апреля 2016 г. и постановление заместителя председателя Верховного Суда Республики Крым от 12 августа 2016 г., вынесенные в отношении МУП "Вилино" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Постановление Верховного Суда РФ от 05.07.2017 N 73-АД17-1
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу директора ООО "Частное охранное агентство "Титан" Примаченко М.И. на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Республике Бурятия, заместителя главного государственного инспектора труда в Республике Бурятия от 24 июня 2016 г. N 6-2856-15-ИЗ/234/71/5-11367, решение судьи Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 24 августа 2016 г., решение судьи Верховного Суда Республики Бурятия от 11 октября 2016 г. и постановление председателя Верховного Суда Республики Бурятия от 12 декабря 2016 г., вынесенные в отношении ООО "Частное охранное агентство "Титан" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Постановление Верховного Суда РФ от 03.08.2017 N 73-АД17-3
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу государственного инспектора труда в Республике Бурятия Климовой И.С. на вступившие в законную силу решение и представление судьи Советского районного суда г. Улан-Удэ от 27 октября 2016 г., решение судьи Верховного Суда Республики Бурятия от 15 декабря 2016 г. и постановление председателя Верховного Суда Республики Бурятия от 28 февраля 2017 г., вынесенные в отношении Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N 57 "Белочка" г. Улан-Удэ комбинированного вида (далее - МБДОУ детский сад N 57 "Белочка", учреждение) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,