1. Невыполнение капитаном судна морского, внутреннего водного плавания или другого плавучего средства правил регистрации в судовых документах операций с веществами, вредными для здоровья людей или для живых ресурсов моря, других водных объектов, либо со смесями, содержащими такие вещества свыше установленных норм, а равно внесение в судовые документы неверных записей об этих операциях -
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.
2. Невыполнение капитаном судна, осуществляющего добычу (вылов) водных биологических (живых) ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и (или) исключительной экономической зоны Российской Федерации, предусмотренных законодательством Российской Федерации обязанностей по ведению промыслового журнала, а равно внесение в него искаженных сведений -
влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
- Статья 8.15. Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств
- Статья 8.17. Нарушение регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море требований или условий лицензии
Комментарий к ст. 8.16 КоАП
1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с ведением судовых документов. Состав правонарушения формальный, т.о. объективную сторону образуют действия или бездействие, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей; субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла или неосторожности. Субъектом правонарушения могут быть должностные лица.
2. Операции с вредными веществами регистрируются в свидетельстве о предотвращении загрязнения нефтью, свидетельстве о предотвращении загрязнения сточными водами, свидетельстве о предотвращении загрязнения мусором, санитарном журнале, журнале операций со сточными водами, журнале операций с мусором, журнале нефтяных операций для судов, не являющихся нефтяными танкерами, журнале нефтяных операций для нефтяных танкеров и судовом санитарном свидетельстве о праве плавания (п. 7 - п. 9, п. 14 - п. 19 ч. 1 ст. 25 КТМ РФ) <60>, а также судовом санитарном свидетельстве и свидетельстве о предотвращении загрязнения с судна нефтью, сточными водами и мусором (п. 6, п. 8 ч. 1 ст. 14 КВВТ РФ) <61>.
--------------------------------
<60> СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2207; см. с изм. и доп.
<61> СЗ РФ. 2001. N 11. Ст. 1001; см. с изм. и доп.
3. Российские и иностранные заявители, ведущие промысел живых ресурсов, в соответствии с Федеральным законом "О континентальном шельфе РФ" от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ <62> обязаны вести промысловый журнал (абз. 10 ч. 2 ст. 14). Российские и иностранные лицензиаты, ведущие промысел живых ресурсов, согласно Федеральному закону "Об исключительной экономической зоне РФ" от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ <63>, обязаны вести промысловый журнал в соответствии с формой, установленной специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по рыболовству (абз. 9 ч. 2 ст. 12). В соответствии с Типовыми правилами рыболовства, утв. Приказом Минсельхоза РФ от 28 июля 2005 г. N 133 <64>, при осуществлении добычи водных биоресурсов пользователи обеспечивают раздельный учет вылова и приема по видам водных биоресурсов, указание весового (размерного) соотношения видов в улове, орудий лова и мест вылова (подрайон, промысловая зона, квадрат) в промысловом журнале и других отчетных документах, ведут документацию, отражающую ежедневную рыбопромысловую деятельность, т.е. промысловый журнал, а при осуществлении обработки водных биоресурсов - журнал контроля изготовления продукции (технологический журнал), а также приемо-сдаточные документы (квитанции, коносаменты), подтверждающие сдачу либо прием водных биоресурсов и (или) продукции их обработки (промысловый и технологический журналы после окончания их ведения, приемо-сдаточные документы или их заверенные подписью и (или) печатью капитана копии должны храниться на борту в течение года) (п. 7 (1), п. 7 (3)). Капитан рыбопромыслового судна или лицо, ответственное за добычу (вылов) водных биоресурсов, ежедневно подает в установленном порядке судовые суточные донесения (ССД) о рыболовной деятельности в районах действия правил рыболовства (значения показателей и реквизитов, включаемые в ССД, должны строго соответствовать судовому, промысловому и технологическому журналам; заверенные подписью и печатью капитана копии ССД должны храниться на судне в течение одного г. со времени подачи донесения) (п. 8 (1)). Пользователи водными биоресурсами не вправе производить добычу (вылов) акклиматизированных видов водных биоресурсов. Попавшие в орудия лова такие объекты должны немедленно в живом виде выпускаться в естественную среду обитания с наименьшими повреждениями, а факт их поимки должен регистрироваться в промысловом журнале (п. 9.11). Рыболовные суда под иностранным флагом, включая работающие по контрактам с российскими предприятиями, получившими разрешения на ведение рыбного промысла в исключительной экономической зоне РФ, согласно Временному порядку и условиям выдачи разрешений иностранным юридическим и физическим лицам, российским предприятиям с иностранными инвестициями на промысел водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе РФ, утв. Приказом Госкомрыболовства РФ от 30 мая 1994 г. N 86 <65>, обязаны вести промысловый журнал (п. 8.3). В прил. N 10 рассматривается порядок ведения промыслового журнала.
--------------------------------
<62> СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4694; см. с изм. и доп.
<63> СЗ РФ. 1998. N 51. Ст. 6273; см. с изм. и доп.
<64> БНА. 2005. N 38.
<65> БНА. 1994. N 11.
4. Перевозки морским и внутренним водным транспортом пассажиров и грузов, а также деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом, за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежат лицензированию (абз. 56 - абз. 59, абз. 71 ч. 1 ст. 17). Совершение административного правонарушения влечет за собой приостановление действия или аннулирование лицензии. Лицензионные требования к указанным видам деятельности содержатся в п. 4 Положения о лицензировании перевозок внутренним водным транспортом пассажиров и п. 4 Положения о лицензировании перевозок внутренним водным транспортом грузов, утв. Постановлением Правительства РФ от 27 мая 2002 г. N 345, п. 4 Положения о лицензировании перевозок морским транспортом грузов, п. 4 Положения о лицензировании перевозок морским транспортом пассажиров и п. 4 Положения о лицензировании деятельности по осуществлению буксировок морским транспортом, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 447.
Судебная практика по статье 8.16 КоАП
Г.А. Нацарашвили оспаривает конституционность части третьей статьи 256 УК Российской Федерации. По его мнению, она не соответствует статьям 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 54 (часть 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку вследствие своей неопределенности позволяет привлекать капитанов рыболовных судов, имеющих разрешение на добычу водных биологических ресурсов и осуществляющих такую добычу с соблюдением условий этого разрешения (по району, срокам, орудиям и объему лова), к уголовной ответственности за внесение искаженных сведений в промысловый журнал. В обоснование своей позиции он указывает, что законодателем не определена степень общественной опасности, позволяющая разграничить правонарушения, предусмотренные частью 2 статьи 8.16 КоАП Российской Федерации и частью третьей статьи 256 УК Российской Федерации.
Определение Конституционного Суда РФ от 30.06.2020 N 1391-О
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, при законном осуществлении рыболовства само по себе невыполнение капитаном судна обязанностей по ведению промыслового журнала или внесение в него искаженных сведений предполагает - как по смыслу статьи 256 УК Российской Федерации и части 2 статьи 8.16 КоАП Российской Федерации, так и в понимании действующего правового регулирования судебной практикой - наступление административной ответственности. Однако внесение в промысловый журнал сведений об улове, не отражающих действительность, может выступать и способом сокрытия преступления, предусмотренного статьей 256 УК Российской Федерации, т.е. вылова водных биоресурсов в нарушение установленных законодательством правил с утаиванием реального объема произведенной добычи. Разграничение административного правонарушения и преступления проводится в зависимости от наличия или отсутствия указанных в данной статье уголовного закона признаков объективной стороны преступления, свидетельствующих о степени общественной опасности деяния и тяжести наступивших последствий. При этом, квалифицируя действия виновного как уголовно наказуемые, суд должен учесть все фактические обстоятельства дела, дав оценку имеющимся доказательствам, как собранным стороной обвинения, так и представленным стороной защиты (Определение от 12 марта 2019 года N 579-О).