1. Нарушение требований по безопасному проведению поиска, разведки или разработки минеральных ресурсов, буровых работ, либо условий лицензии на водопользование, на региональное геологическое изучение, поиск, разведку или разработку, либо условий договоров водопользования, решений о предоставлении водного объекта в пользование, а также требований по использованию или охране минеральных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и (или) исключительной экономической зоны Российской Федерации -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.
2. Нарушение правил и требований, регламентирующих рыболовство во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной второй до одного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от одного до полуторакратного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от двукратного до трехкратного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.
3. Самовольная прокладка или вывод на территорию Российской Федерации подводных кабелей, трубопроводов или туннелей, а равно нарушение правил их прокладки, вывода на территорию Российской Федерации или эксплуатации во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.
- Статья 8.16. Невыполнение правил ведения судовых документов
- Статья 8.18. Нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации
Комментарий к ст. 8.17 КоАП
1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с осуществлением хозяйственной деятельности во внутренних морских водах РФ, в территориальном море РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ. Составы правонарушений формальные, т.о. объективную сторону образуют либо действия или бездействие, т.е. несоблюдение или ненадлежащее соблюдение правил, стандартов или норм (ч. 1, ч. 2 и состав 1 ч. 3); либо действия, т.е. самовольная прокладка или вывод подводных кабелей, трубопроводов или туннелей (состав 2 ч. 3); субъективная сторона характеризуется виной либо в форме прямого умысла или неосторожности (ч. 1, ч. 2 и состав 1 ч. 3); либо в форме прямого умысла (состав 2 ч. 3). Субъектом правонарушения могут быть должностные лица и юридические лица (ч. 1, ч. 3), граждане, должностные лица и юридические лица (ч. 2).
2. Внутренние морские воды РФ, согласно Федеральному закону "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ" от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ <66>, представляют собой воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря РФ. Под территориальным морем РФ понимается примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, указанных в ст. 4 (п. 1 ч. 1 ст. 1, п. 1 ч. 1 ст. 2). Исследование, разведка, разработка (добыча) и охрана водных биологических ресурсов и других природных ресурсов и окружающей среды внутренних морских вод и территориального моря, а также обеспечение экологической безопасности, деятельность на особо охраняемых природных территориях и охрана памятников истории и культуры осуществляются в соответствии с законодательством РФ. Иностранные граждане и лица без гражданства, иностранные юридические лица, а также не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц иностранных государств и международные организации могут проводить исследования, разведку и разработку (добычу) водных биологических ресурсов и других природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, а также другую деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море, в том числе с борта летательного аппарата, в порядке, предусмотренном федеральным законом, другими федеральными законами и международными договорами РФ, подлежащими ратификации (ч. 1, ч. 2 ст. 20).
--------------------------------
<66> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3833; см. с изм. и доп.
3. Континентальный шельф РФ в соответствии с Федеральным законом "О континентальном шельфе РФ" от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ <67> включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка (ч. 1 ст. 1). Исключительная экономическая зона РФ в соответствии с Федеральным законом "Об исключительной экономической зоне РФ" от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ <68> представляет собой морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным федеральным законом, международными договорами РФ и нормами международного права (ч. 1 ст. 1). Определение природных ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны, а также промысла живых ресурсов содержится в ч. 1, ч. 2 ст. 4 Федерального закона "О континентальном шельфе РФ" от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ и в абз. 1 - абз. 3, абз. 8 ч. 1 ст. 4 Федерального закона "Об исключительной экономической зоне РФ" от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ. Порядок и условия предоставления пользователям участков дна и недр, особенности регулирования регионального геологического изучения недр, поиска, разведки и разработки минеральных ресурсов, в том числе лицензирования отдельных видов деятельности, производства буровых работ, а также обустройства и эксплуатации искусственных островов, установок и сооружений на континентальном шельфе устанавливаются ст. 7 - ст. 9, ст. 16 Федерального закона "О континентальном шельфе РФ" от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ. Виды и порядок использования живых ресурсов, предоставление права использования, порядок и условия представления заявок на получение лицензий на промысел, порядок и условия выдачи лицензий на промысел, права и обязанности российских и иностранных заявителей, ведущих промысел, устанавливаются ст. 10 - ст. 14 Федерального закона "О континентальном шельфе РФ" от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ и ст. 8 - ст. 12 Федерального закона "Об исключительной экономической зоне РФ" от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ.
--------------------------------
<67> СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4694; см. с изм. и доп.
<68> СЗ РФ. 1998. N 51. Ст. 6273; см. с изм. и доп.
4. Перечень видов живых организмов, являющихся живыми ресурсами континентального шельфа РФ, утвержден Приказом Госкомрыболовства РФ от 10 сентября 1996 г. N 169. Порядок создания, эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок во внутренних морских водах и в территориальном море РФ утвержден Постановлением Правительства РФ от 19 января 2000 г. N 44. Порядок прокладки подводных кабелей и трубопроводов во внутренних морских водах и в территориальном море РФ утвержден Постановлением Правительства РФ от 26 января 2000 г. N 68. Пределы допустимых концентраций вредных веществ, сброс которых в исключительной экономической зоне РФ разрешен только в процессе нормальной эксплуатации судов, других плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, а также Условия сброса вредных веществ в исключительной экономической зоне РФ в процессе нормальной эксплуатации судов, других плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений утверждены Постановлением Правительства РФ от 3 октября 2000 г. N 748. Положение о строительстве и эксплуатации линий связи при пересечении государственной границы РФ, на приграничной территории, во внутренних морских водах и в территориальном море РФ утверждено Постановлением Правительства РФ от 9 ноября 2004 г. N 610 <69>. Положение о рассмотрении заявок на получение права пользования недрами при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа РФ за счет собственных (в том числе привлеченных) средств, для целей разведки и добычи полезных ископаемых такого месторождения утверждено Постановлением Правительства РФ от 18 января 2005 г. N 27 <70>. Временный порядок рассмотрения и согласования материалов, необходимых для выдачи лицензий, заявок, запросов на региональное геологическое изучение, поиск, разведку и разработку минеральных ресурсов, проведение буровых работ, на прокладку подводных кабелей и трубопроводов, создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, сооружений и установок во внутренних морских водах, территориальном море и на континентальном шельфе РФ, утвержден Приказом Минсельхоза РФ от 21 февраля 2005 г. N 23. Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей геологического изучения участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа РФ утвержден Приказом МПР РФ от 15 марта 2005 г. N 62 <71>.
--------------------------------
<69> СЗ РФ. 2004. N 46 (часть 2). Ст. 4531; см. с изм. и доп.
<70> СЗ РФ. 2005. N 4. Ст. 302; см. с изм. и доп.
<71> БНА. 2005. N 20.
Судебная практика по статье 8.17 КоАП
В обоснование заявленного требования административный истец указывает, что постановлением Петропавловск-Камчатского городского суда от 19 января 2021 г. Артель признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.17 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации за нарушение правил и требований, регламентирующих рыболовство во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море. Суд при принятии данного постановления сослался на решения Комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб в Камчатском крае, оформленные протоколом от 12 августа 2020 г. N 22 и от 17 августа 2020 г. N 23, принятые на основании Порядка.
Определение Верховного Суда РФ от 09.06.2017 N 303-АД17-6333 по делу N А59-2209/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Союзокеан" о признании незаконным и отмене постановления Корсаковской государственной зональной инспекции Федерального государственного казенного учреждения Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Сахалинской области от 12.05.2016 N ПУ/58-16 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 12 376 876,9 рублей,
Определение Верховного Суда РФ от 09.06.2017 N 303-АД17-6349 по делу N А59-2426/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ДЭ БУК" о признании незаконным и отмене постановления Корсаковской государственной зональной инспекции Федерального государственного казенного учреждения Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Сахалинской области от 17.05.2016 N ПУ/161-16 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 29 200 000 рублей,
Постановление Верховного Суда РФ от 05.07.2017 N 56-АД17-13
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу Симоненко А.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 34 судебного района г. Артема Приморского края от 26 ноября 2015 г. (здесь и далее дата изготовления постановления в полном объеме), решение судьи Артемовского городского суда Приморского края от 14 января 2016 г. и постановление заместителя председателя Приморского краевого суда от 1 апреля 2016 г., вынесенные в отношении Симоненко А.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Постановление Верховного Суда РФ от 19.06.2017 N 34-АД17-1
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу защитника Шпинь С.Г., действующего в интересах общества с ограниченной ответственностью "Мурманфипшродактс", на постановление должностного лица Пограничного управления по Западному арктическому району Федеральной службы безопасности от 16.12.2015 N 2109/456-15, решение судьи Октябрьского районного суда города Мурманска от 03.02.2016 N 12-58, решение судьи Мурманского областного суда от 19.04.2016 N 21-151 и постановление председателя Мурманского областного суда от 05.07.2016 N 4а-200, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Мурманфипшродактс" (далее - общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Определение Верховного Суда РФ от 07.08.2017 N 303-АД17-6719 по делу N А59-502/2016
общество с ограниченной ответственностью "Дионис" (далее - общество, ООО "Дионис") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Федеральному государственному казенному учреждению "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Сахалинской области" (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления Невельской государственной зональной инспекции Федерального государственного казенного учреждения "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Сахалинской области" (далее - инспекция) от 02.02.2016 N Н/242-15, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 11 281 469,07 рубля.
Решение Верховного Суда РФ от 03.08.2017 N 56-ААД17-1
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу Тимофеева Д.П. на определение судьи Приморского краевого суда от 27 апреля 2017 г. об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Тимофеева Д.П.,
Постановление Верховного Суда РФ от 01.02.2018 N 60-АД18-1
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу защитника - адвоката Копытова И.А., действующего в интересах общества с ограниченной ответственностью "Тертей-Флот", на постановление судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 13.09.2016 N 5-673/2016 и постановление заместителя председателя Камчатского краевого суда от 19.05.2017 N 4-А-162/2017, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Тертей-Флот" (далее - общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Постановление Верховного Суда РФ от 19.07.2018 N 64-АД18-2
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу защитника - адвоката Фоломкина Валерия Павловича, действующего на основании ордера в интересах общества с ограниченной ответственностью "Амарамба", на постановление судьи Невельского городского суда Сахалинской области от 17 июля 2017 г. (здесь и далее дата изготовления постановления в полном объеме, т. 6, л.д. 86 - 94), решение судьи Сахалинского областного суда от 8 сентября 2017 г. и постановление заместителя председателя Сахалинского областного суда от 17 ноября 2017 г., вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Амарамба" (далее - ООО "Амарамба", общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Определение Верховного Суда РФ от 20.08.2018 N 303-ЭС18-11650 по делу N А59-3672/2017
При этом судами принято во внимание вступившее в законную силу постановление Петропавловск-Камчатского городского суда от 04.05.2017, которым общество "Магеллан" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 2 754 336 руб.
Определение Конституционного Суда РФ от 27.09.2018 N 2472-О
Как следует из представленных материалов, вступившим в законную силу постановлением мирового судьи заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.17 КоАП Российской Федерации, устанавливающей административную ответственность за нарушение правил и требований, регламентирующих рыболовство во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море. Дело об административном правонарушении было рассмотрено мировым судьей в отсутствие К.С. Бурасова и его защитника. Решениями вышестоящих судов указанное постановление оставлено без изменения, а жалоба заявителя - без удовлетворения.