ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 июля 2022 г. N 66-АД22-6-К8
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Острог" Кузнецова Дениса Владимировича на вступившие в законную силу постановление и.о. мирового судьи судебного участка N 16 Свердловского района г. Иркутска от 8 июля 2021 г., решение судьи Свердловского районного суда г. Иркутска от 16 августа 2021 г. и постановление судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 30 ноября 2021 г., вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Острог" (далее - ООО "УК "Острог", общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением и.о. мирового судьи судебного участка N 16 Свердловского района г. Иркутска от 8 июля 2021 г., оставленным без изменения решением судьи Свердловского районного суда г. Иркутска от 16 августа 2021 г. и постановлением судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 30 ноября 2021 г., ООО "УК "Острог" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, директор ООО "УК "Острог" Кузнецов Д.В. ставит вопрос об отмене постановлений, состоявшихся в отношении общества по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Согласно части 4 статьи 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) в случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля направляют в адрес юридического лица, адрес индивидуального предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки либо его заместителя о проведении документарной проверки.
Частью 5 данной статьи установлено, что в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы.
При этом в силу части 6 этой статьи указанные в запросе документы представляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и соответственно подписью индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя, иного должностного лица юридического лица. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе представить указанные в запросе документы в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.
Частью 2 статьи 25 Закона N 294-ФЗ определено, что юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение названного закона, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.24, частью 9 статьи 15.29 и статьей 19.4.2 названного кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия (бездействие), предусмотренные частью 1 данной статьи, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, 24 марта 2021 г. заместителем руководителя Службы государственного жилищного надзора Иркутской области вынесено распоряжение N 385-1-ср-п о проведении в отношении ООО "УК "Острог" внеплановой документарной проверки с целью проверки информации, выявленной в ходе рассмотрения обращения.
Срок проведения проверки установлен с 25 марта 2021 г. по 19 апреля 2021 г.
В пункте 14 данного распоряжения содержится перечень документов, представление которых обществом необходимо для достижения целей и задач проведения проверки.
25 марта 2021 г. в адрес общества направлены копия означенного распоряжения и запрос о необходимости направить в указанный орган в течение десяти рабочих дней с момента получения заверенные копии перечисленных в распоряжении и запросе документов.
Согласно уведомлению о вручении и данным внутрироссийского почтового идентификатора (N 80096558865617), размещенным на официальном сайте АО "Почта России" pochta.ru, копия распоряжения и запрос поступили в адрес общества 29 марта 2021 г.
В установленный срок запрошенные документы не представлены.
14 мая 2021 г. по данному факту, повлекшему невозможность проведения проверки, должностным лицом Службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения общества к административной ответственности, установленной данной нормой.
Факт совершения обществом административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 6 - 8), актом о невозможности проведения проверки (л.д. 18 - 19), распоряжением о внесении изменений в распоряжение о проведении проверки (л.д. 20), запросом о представлении документов, необходимых для проведения проверки (л.д. 21), распоряжением о проведении проверки (л.д. 22 - 23), уведомлением о вручении (л.д. 24), обращением гражданина (л.д. 25 - 26) и иными материалами дела, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 названного кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного кодекса.
Деяние общества квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подлежащего применению законодательства.
Довод жалобы об отсутствии в деянии общества состава вмененного административного правонарушения с указанием на то, что истребованные документы были направлены на адрес электронной почты проводившего проверку должностного лица с последующей досылкой Почтой России, состоятельным признать нельзя.
Объективных данных, которые могли бы свидетельствовать о том, что указанные в запросе документы были направлены в Службу государственного жилищного надзора Иркутской области в установленный срок и с соблюдением требований части 6 статьи 11 Закона N 294-ФЗ, не имеется.
Представленные в ходе производства по делу копия кассового чека и копия описи вложения не подтверждают обстоятельства, о которых указывает заявитель. Как обоснованно отмечено судебными инстанциями, копии этих документов не свидетельствуют о направлении полного пакета истребованных документов и их получении.
Равным образом нет сведений о том, что в указанный орган были направлены именно те документы, которые истребованы в связи с проведением проверки, назначенной названным выше распоряжением. Напротив, материалы дела дают основания для вывода об обратном. При этом должностным лицом Службы государственного жилищного надзора Иркутской области П. в рамках судебного разбирательства указано, что соответствующие документы не поступали, это подтверждается информацией, представленной с электронной почты и выпиской из журнала входящей корреспонденции.
Нарушений норм процессуального закона не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено по правилам, установленным статьями 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции части 2 статьи 19.4.1 названного кодекса. Оснований для замены административного штрафа предупреждением, а равно для признания административного правонарушения малозначительным не установлено.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление и.о. мирового судьи судебного участка N 16 Свердловского района г. Иркутска от 8 июля 2021 г., решение судьи Свердловского районного суда г. Иркутска от 16 августа 2021 г. и постановление судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 30 ноября 2021 г., вынесенные в отношении ООО "УК "Острог" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу директора ООО "УК "Острог" Кузнецова Д.В. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
С.Б.НИКИФОРОВ