ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 апреля 2020 г. N 73-АД20-1
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу защитника Оленникова В.В., действующего в интересах федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа", на вступившие в законную силу постановление от 24.04.2018 N 14120, вынесенное начальником отдела надзора и контроля по вопросам охраны труда Государственной инспекции труда в Республике Бурятия, решение судьи Кировского районного суда города Хабаровска от 10.04.2019 N 12-142/2009, решение судьи Хабаровского краевого суда от 28.05.2019 N 21-478/2019 и постановление заместителя председателя Хабаровского краевого суда от 20.09.2019 N 4А-492/2019, состоявшиеся в отношении федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" (далее - учреждение) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением от 24.04.2018 N 14120, вынесенным начальником отдела надзора и контроля по вопросам охраны труда Государственной инспекции труда в Республике Бурятия (далее также - постановление должностного лица), оставленным без изменения решением судьи Кировского районного суда города Хабаровска от 10.04.2019 N 12-142/2009, решением судьи Хабаровского краевого суда от 28.05.2019 N 21-478/2019 и постановлением заместителя председателя Хабаровского краевого суда от 20.09.2019 N 4А-492/2019, учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 60 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник Оленников В.В. просит отменить названные акты, вынесенные в отношении учреждения по данному делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, судья Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения учреждения к административной ответственности) нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 данной статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения учреждения к административной ответственности на основании части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в обжалуемых актах выводы о допущенном учреждением нарушении требований действующего трудового законодательства в области охраны труда, в результате чего 14.01.2018 в войсковой части 59313-27 с работником - сторожем Ю. произошел несчастный случай со смертельным исходом.
Указанные обстоятельства, послужившие основанием для составления в отношении учреждения протокола об административном правонарушении и вынесения обжалуемых актов, подтверждаются протоколом об административном правонарушении (л.д. 46 - 50) и иными собранными доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия учреждения квалифицированы по части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства. При рассмотрении дела, в числе иного, было установлено, что надлежащий контроль за соблюдением работниками производственной и трудовой дисциплины учреждением не обеспечен, находящийся в состоянии алкогольного опьянения сторож Ю. от работы не отстранен, лестничные марши на наблюдательной вышке поста N 1 ограждениями не оборудованы, надлежащий инструктаж на рабочем месте не проводится.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо и судебные инстанции сочли, что учреждение имело возможность для соблюдения норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При этом в силу части 3 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Вопреки доводам жалобы при вынесении постановления должностным лицом Государственной инспекции труда в Республике Бурятия были соблюдены требования статей 23.12, 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подлежащего применению законодательства.
Доводы, аналогичные приведенным в настоящей жалобе, в том числе, о несоблюдении правил подсудности и о ненадлежащем извещении учреждения о месте и времени рассмотрения дела, были предметом проверки в ходе производства по делу, своего подтверждения не нашли, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты судебными инстанциями и не ставят под сомнение наличие в деянии учреждения объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок и срок давности привлечения учреждения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в пределах, предусмотренных санкцией части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление от 24.04.2018 N 14120, вынесенное начальником отдела надзора и контроля по вопросам охраны труда Государственной инспекции труда в Республике Бурятия, решение судьи Кировского районного суда города Хабаровска от 10.04.2019 N 12-142/2009, решение судьи Хабаровского краевого суда от 28.05.2019 N 21-478/2019 и постановление заместителя председателя Хабаровского краевого суда от 20.09.2019 N 4А-492/2019, состоявшиеся в отношении федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Оленникова В.В., действующего в интересах федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа", - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
С.Б.НИКИФОРОВ