ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 марта 2019 г. N 18-АД19-12
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Хачатрян Эммы Мануковны на вступившие в законную силу постановление судьи Кущевского районного суда Краснодарского края от 12 июля 2018 года, решение судьи Краснодарского краевого суда от 26 июля 2018 года и постановление заместителя председателя Краснодарского краевого суда от 26 октября 2018 года, вынесенные в отношении гражданки Республики Армения Хачатрян Эммы Мануковны (далее - Хачатрян Э.М.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Кущевского районного суда Краснодарского края от 12 июля 2018 года, оставленным без изменения решением судьи Краснодарского краевого суда от 26 июля 2018 года и постановлением заместителя председателя Краснодарского краевого суда от 26 октября 2018 года, Хачатрян Э.М. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда за пределы Российской Федерации.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Хачатрян Э.М. просит изменить названные судебные акты, исключить дополнительное наказание в виде выдворения за пределы Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в силу статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
К числу доказательств по делу по административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с указанной нормой в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе событие административного правонарушения, статья названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.
11 июля 2018 года участковым уполномоченным полиции отдела МВД России по Кущевскому району в отношении Хачатрян Э.М. составлен протокол N 17-000536 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данной нормой установлена административная ответственность за повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 2 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом по части 1 статьи 18.8 указанного Кодекса административную ответственность влечет нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом.
Согласно указанному протоколу гражданка Республики Армения Хачатрян Э.М. совершила повторно в течение 2018 года правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившееся в уклонении от подачи ежегодного уведомления о подтверждении проживания на территории Российской Федерации, чем нарушила пункт 9 статьи 6 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).
В силу пункта 9 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин в течение двух месяцев со дня истечения очередного года со дня получения им разрешения на временное проживание обязан лично или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, подавать в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту получения разрешения на временное проживание уведомление о подтверждении своего проживания в Российской Федерации с приложением справки о доходах, копии налоговой декларации или иного документа, подтверждающего размер и источник дохода данного иностранного гражданина за очередной год со дня получения им разрешения на временное проживание. Указанное уведомление и прилагаемые к нему документы могут быть представлены в форме электронных документов.
При наличии уважительных причин указанное уведомление может быть подано иностранным гражданином в более поздний срок, но не позднее чем через шесть месяцев со дня истечения очередного года со дня получения разрешения на временное проживание с приложением документов, перечисленных в абзаце первом данного пункта, а также документов, подтверждающих невозможность подать указанное уведомление в установленный срок. Документы, подтверждающие невозможность подачи указанного уведомления в установленный срок, могут быть представлены в форме электронных документов.
Таким образом, из содержания протокола об административном правонарушении и указанной нормы следует, что Хачатрян Э.М. вменено уклонение от подачи в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту получения разрешения на временное проживание ежегодного уведомления о подтверждении проживания на территории Российской Федерации.
Однако постановлением судьи Кущевского районного суда Краснодарского края от 12 июля 2018 года Хачатрян Э.М. привлечена к административной ответственности по части 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за повторное в течение одного года нарушение режима пребывания в Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания на территории Российской Федерации, чем нарушила пункт 1 статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 указанного Федерального закона срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и являющегося высококвалифицированным специалистом, и срок временного пребывания в Российской Федерации членов его семьи определяются сроком действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 названного Федерального закона.
Таким образом, вопреки сформулированному в названном выше протоколе событию административного правонарушения судья Кущевского районного суда Краснодарского края постановлением от 12 июля 2018 года вменил Хачатрян Э.М. совершение иного противоправного деяния, за которое и привлек указанное лицо к ответственности.
Исходя из положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, в котором фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение, выходить за пределы которого недопустимо.
При рассмотрении дела судьей Краснодарского краевого суда указанное нарушение не устранено, более того, в решении от 26 июля 2018 года указано на нарушение, выразившееся в уклонении Хачатрян Э.М. от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
Заместитель председателя Краснодарского краевого суда в рамках рассмотрения жалобы, поданной на вступившие в законную силу судебные акты, принятые судьей районного суда и судьей краевого суда акты оставил без изменения, не приняв во внимание нарушения, допущенные нижестоящими судебными инстанциями.
Кроме того, при привлечении Хачатрян Э.М. к административной ответственности по части 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судом указано на повторность в течение одного года нарушения указанным лицом режима пребывания в Российской Федерации.
Вместе с тем, административная ответственность по части 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 2 статьи 18.8 указанного Кодекса.
В материалах настоящего дела отсутствует копия постановления о привлечении Хачатрян Э.М. к административной ответственности по части 1 или части 2 статьи 18.8 названного Кодекса.
Имеющаяся в материалах дела фотокопия квитанции об оплате Хачатрян Э.М. 23 мая 2018 года штрафа по части 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на сумму 2000 рублей не свидетельствует о привлечении ее к административной ответственности по указанной норме в 2018 году. Из данной квитанции не следует, когда и в отношении какого лица было вынесено постановление по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 18.8 названного Кодекса.
Кроме того, согласно распечатке данных физического лица от 10 июля 2018 года, представленной ГУ МВД России по Кущевскому району Краснодарского края, сведений о совершении Хачатрян Э.М. административных правонарушений не имеется.
Таким образом, судебные инстанции, квалифицировав действия Хачатрян Э.М. как повторное совершение административного правонарушения, должным образом не проверили факт совершения в течение одного года названным лицом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следует также отметить, что судья Кущевского районного суда Краснодарского края, признав Хачатрян Э.М. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнув административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда за пределы Российской Федерации не учел примечание к статье 18.8 указанного Кодекса, согласно которому административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации не применяется к иностранным гражданам и лицам без гражданства, привлекаемым к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 4 указанной статьи.
Более того, при рассмотрении дела судьей районного суда и судьей краевого суда доводы заявителя о проживании Хачатрян Э.М. на территории Российской Федерации с сыном, являющимся гражданином Российской Федерации, об отсутствии на территории Республики Армения места жительства и об иных обстоятельствах оценки не получили.
С учетом вышеизложенного следует признать, что меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела судебными инстанциями не приняты. Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Допущенные по настоящему делу нарушения процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, не позволившими рассмотреть дело всесторонне, полно и объективно, в связи с чем постановление судьи Кущевского районного суда Краснодарского края от 12 июля 2018 года, решение судьи Краснодарского краевого суда от 26 июля 2018 года и постановление заместителя председателя Краснодарского краевого суда от 26 октября 2018 года, вынесенные по настоящему делу об административном правонарушении в отношении Хачатрян Э.М. нельзя признать законными и обоснованными, они подлежат отмене.
Поскольку на момент рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации жалобы Хачатрян Э.М. срок давности привлечения ее к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, не истек, дело подлежит возвращению на новое рассмотрение судье Кущевского районного суда Краснодарского края.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление судьи Кущевского районного суда Краснодарского края от 12 июля 2018 года, решение судьи Краснодарского краевого суда от 26 июля 2018 года и постановление заместителя председателя Краснодарского краевого суда от 26 октября 2018 года, вынесенные в отношении гражданки Республики Армения Хачатрян Эммы Мануковны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело направить на новое рассмотрение судье Кущевского районного суда Краснодарского края.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
С.Б.НИКИФОРОВ