ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 декабря 2020 г. N 25-АД20-5
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Астраханской области Сафрыгина Ю.В. на вступившие в законную силу решение судьи Кировского районного суда города Астрахани от 21.06.2019 N 12-733/2019, решение судьи Астраханского областного суда от 20.09.2019 N 7-778/2019 и постановление судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 05.06.2020 N 16-1135/2020, состоявшиеся в отношении начальника Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Астраханской области Ваганова Алексея Сергеевича (далее - Ваганов А.С.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением от 14.05.2019 N 25-19-13/2019-16, принятым заместителем руководителя Управления Федерального казначейства по Астраханской области Сафрыгиным Ю.В. (далее также - постановление должностного лица), начальник Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Астраханской области Ваганов А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Кировского районного суда города Астрахани от 21.06.2019 N 12-733/2019, оставленным без изменения решением судьи Астраханского областного суда от 20.09.2019 N 7-778/2019 и постановлением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 05.06.2020 N 16-1135/2020, постановление должностного лица отменено, производство по делу об административном правонарушении в отношении Ваганова А.С. прекращено применительно к пункту 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с признанием утратившим силу закона, устанавливающего административную ответственность за содеянное.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации в порядке части 4 статьи 30.12 данного Кодекса, заместитель руководителя Управления Федерального казначейства по Астраханской области Сафрыгин Ю.В., вынесший постановление о назначении административного наказания, просит об отмене судебных актов, принятых по делу об административном правонарушении в отношении Ваганова А.С., приводя доводы об их незаконности.
Ваганов А.С., уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче указанной жалобы, в установленный срок возражения на нее не представил.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, судья Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующим выводам.
Статьей 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, за исключением особо оговоренных случаев, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Ваганова А.С. к административной ответственности) определено, что нарушение казенным учреждением порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет или порядка бюджетного учета казенным учреждением показателей бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, а также принятых бюджетных и денежных обязательств влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 221 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации. Бюджетная смета казенного учреждения, являющегося органом государственной власти (государственным органом), органом управления государственным внебюджетным фондом, органом местного самоуправления, осуществляющим бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, утверждается руководителем этого органа.
Из пункта 2 указанной статьи следует, что утвержденные показатели бюджетной сметы казенного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения.
Общими требованиями к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, утвержденными Приказом Минфина России от 20.11.2007 N 112н, установлены требования к составлению, утверждению и ведению бюджетной сметы (далее по тексту цитируемого нормативно-правового акта - смета) государственного (муниципального) казенного учреждения, его обособленного (структурного) подразделения без прав юридического лица, осуществляющего полномочия по ведению бюджетного учета, а также с учетом положений статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления (муниципальных органов) и органов управления государственными внебюджетными фондами (далее по тексту цитируемого нормативно-правового акта - учреждение).
Из пункта 8 Общих требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, утвержденных Приказом Минфина России от 20.11.2007 N 112н, следует, что смета учреждения, являющегося главным распорядителем средств бюджета, утверждается руководителем главного распорядителя средств бюджета или иным уполномоченным им лицом. Утверждение сметы учреждения в порядке, установленном этим пунктом, осуществляется не позднее десяти рабочих дней со дня доведения ему в установленном порядке соответствующих лимитов бюджетных обязательств.
Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 02.02.2017 N 76 утвержден Порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет Федеральной службы исполнения наказаний, территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний и федеральных казенных учреждений уголовно-исполнительной системы.
Из пункта 7 упомянутого документа следует, что утверждение смет Федеральной службы исполнения наказаний, территориального органа, учреждения УИС и подразделения осуществляется не позднее десяти рабочих дней со дня доведения ФСИН России, территориальному органу, учреждению УИС и подразделению соответствующих лимитов бюджетных обязательств.
Из материалов дела усматривается, что расходным расписанием от 07.06.2018 N 00151488/117 до Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Астраханской области, начальником которого является Ваганов А.С., были доведены лимиты бюджетных обязательств на общую сумму 522 080 рублей. По вышеуказанному расходному расписанию (после получения лимитов бюджетных обязательств) 05.07.2018 Вагановым А.С. утверждены изменения показателей бюджетной сметы на 2018 финансовый год (на плановый период 2019 и 2020 гг.).
Сочтя, что имело место нарушение казенным учреждением порядка утверждения бюджетных смет (упомянутое выше утверждение изменений показателей бюджетной сметы произведено на 9 рабочих дней позднее установленного срока), заместитель руководителя Управления Федерального казначейства по Астраханской области вынес обжалуемое Вагановым А.С. постановление от 14.05.2019 N 25-19-13/2019-16 о назначении административного наказания на основании статьи 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отменяя постановление должностного лица и прекращая производство по делу об административном правонарушении, судья Кировского районного суда города Астрахани в решении от 21.06.2019 N 25-19-13/2019-16 исходил из того, что Федеральным законом от 29.05.2019 N 113-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" статья 15.15.7 изложена в следующей редакции:
"Статья 15.15.7 Нарушение порядка формирования и представления (утверждения) сведений (документов), используемых при составлении и рассмотрении проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
1. Нарушение главным распорядителем бюджетных средств порядка формирования и (или) представления обоснований бюджетных ассигнований -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
2. Нарушение казенным учреждением порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
3. Нарушение более чем на десять рабочих дней получателем бюджетных средств установленных сроков постановки на учет бюджетных и (или) денежных обязательств либо сроков внесения изменений в ранее поставленное на учет бюджетное и (или) денежное обязательство -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей".
Эти изменения вступили в законную силу 09.06.2019.
Применив положения части 2 статьи 1.7 указанного Кодекса (из которых следует, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено) и отметив, что постановление должностного лица не было исполнено Вагановым А.С., судья районного суда счел, что применительно к части 3 статьи 15.15.7 названного Кодекса (в действующей с 09.06.2019 редакции) пропуск срока утверждения изменений показателей бюджетной сметы на 9 рабочих дней с 09.06.2019 административную ответственность не образует. В связи с этим решением судьи Кировского районного суда города Астрахани от 21.06.2019 N 12-733/2019 постановление должностного лица отменено, а производство по данному делу об административном правонарушении прекращено со ссылкой на пункт 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с признанием утратившим силу закона, устанавливающего административную ответственность за содеянное.
Вышестоящие судебные инстанции с принятым судьей районного суда решением согласились.
Обращаясь в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой на эти судебные акты, должностное лицо, вынесшее постановление о назначении административного наказания, настаивает на том, что в рассматриваемом случае судебными инстанциями неправомерно применены положения части 3 статьи 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действующей с 09.06.2019).
Заявитель жалобы указывает на то, что лицу, в отношении которого было возбуждено данное дело об административном правонарушении, постановлением от 14.05.2019 N 25-19-13/2019-16, принятым заместителем руководителя Управления Федерального казначейства по Астраханской области, вменялось нарушение порядка утверждения бюджетных смет. При этом положения статьи 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые предусматривают административную ответственность за нарушение казенным учреждением порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет, каким-либо изменениям в редакции указанной статьи, действующей с 09.06.2019, не подверглись.
Вышеприведенные обстоятельства при рассмотрении данного дела не получили надлежащей оценки судебных инстанций, несмотря на то, что соответствующие доводы содержались в жалобах на решение судьи районного суда о прекращении производства по делу (л.д. 151 - 154, 183 - 187).
Вместе с тем исходя из приведенных выше положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Бюджетного кодекса Российской Федерации, Общих требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, утвержденных Приказом Минфина России от 20.11.2007 N 112н, Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет Федеральной службы исполнения наказаний, территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний и федеральных казенных учреждений уголовно-исполнительной системы, утвержденного Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 02.02.2017 N 76, несвоевременное утверждение изменений показателей бюджетной сметы казенного учреждения в связи с доведением ему в установленном порядке соответствующих лимитов бюджетных обязательств свидетельствует о нарушении казенным учреждением порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет и влечет административную ответственность должностных лиц казенных учреждений на основании положений статьи 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, действующих как в редакции Федерального закона от 07.06.2017 N 118-ФЗ, так и Федерального закона от 29.05.2019 N 113-ФЗ.
Таким образом, при рассмотрении дела об административном правонарушении судебными инстанциями требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были, меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела не приняты.
При изложенных данных решение судьи Кировского районного суда города Астрахани от 21.06.2019 N 12-733/2019, решение судьи Астраханского областного суда от 20.09.2019 N 7-778/2019 и постановление судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 05.06.2020 N 16-1135/2020, вынесенные в отношении начальника Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Астраханской области Ваганова А.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нельзя признать принятыми с соблюдением требований статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств дела и разрешении его в соответствии с законом, в связи с чем они подлежат отмене.
С учетом того, что на момент рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации жалобы заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Астраханской области Сафрыгина Ю.В. срок давности привлечения Ваганова А.С. к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для данной категории дел истек, то возможность возобновления производства по делу и правовой оценки действий названного лица утрачена. Иное бы ухудшило положение лица, в отношении которого производство по делу об административном правонарушении прекращено, что недопустимо.
При таком положении постановление от 14.05.2019 N 25-19-13/2019-16, принятое заместителем руководителя Управления Федерального казначейства по Астраханской области, также не может быть оставлено в силе, оно подлежит отмене, а производство по делу - следует прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление от 14.05.2019 N 25-19-13/2019-16, принятое заместителем руководителя Управления Федерального казначейства по Астраханской области, решение судьи Кировского районного суда города Астрахани от 21.06.2019 N 12-733/2019, решение судьи Астраханского областного суда от 20.09.2019 N 7-778/2019 и постановление судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 05.06.2020 N 16-1135/2020, состоявшиеся в отношении начальника Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Астраханской области Ваганова Алексея Сергеевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
С.Б.НИКИФОРОВ