ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 декабря 2019 г. N 71-АД19-8
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Коровиной Ирины Александровны на вступившие в законную силу постановление мирового судьи 2-го судебного участка Центрального района г. Калининграда от 14 марта 2019 г. (здесь и далее день изготовления постановления в полном объеме), решение судьи Центрального районного суда г. Калининграда от 30 мая 2019 г. (здесь и далее с учетом определения от 4 июня 2019 г. об исправлении технической описки в части указания даты вынесения решения) и постановление заместителя председателя Калининградского областного суда от 19 июля 2019 г., вынесенные в отношении заместителя начальника отдела муниципального жилищного контроля и контроля в сфере благоустройства комитета городского хозяйства администрации городского округа "Город Калининград" Коровиной Ирины Александровны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи 2-го судебного участка Центрального района г. Калининграда от 13 ноября 2018 г. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя начальника отдела муниципального жилищного контроля и контроля в сфере благоустройства комитета городского хозяйства администрации городского округа "Город Калининград" Коровиной И.А. прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решением судьи Центрального районного суда г. Калининграда от 23 января 2019 г., оставленным без изменения постановлением заместителя председателя Калининградского областного суда от 20 февраля 2019 г., постановление мирового судьи 2-го судебного участка Центрального района г. Калининграда от 13 ноября 2018 г. отменено, дело возвращено мировому судье на новое рассмотрение.
Постановлением мирового судьи 2-го судебного участка Центрального района г. Калининграда от 14 марта 2019 г. заместитель начальника отдела муниципального жилищного контроля и контроля в сфере благоустройства комитета городского хозяйства администрации городского округа "Город Калининград" Коровина И.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей.
Решением судьи Центрального районного суда г. Калининграда от 30 мая 2019 г. постановление мирового судьи 2-го судебного участка Центрального района г. Калининграда от 14 марта 2019 г. изменено, с учетом признания Коровиной И.А. вины и привлечения к административной ответственности впервые, что является обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, назначенное указанному лицу административное наказание в виде административного штрафа заменено на предупреждение.
Постановлением заместителя председателя Калининградского областного суда от 19 июля 2019 г. постановление мирового судьи и решение судьи районного суда, вынесенные при новом рассмотрении дела, оставлены без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Коровина И.А. ставит вопрос об отмене постановления мирового судьи 2-го судебного участка Центрального района г. Калининграда от 14 марта 2019 г., решения судьи Центрального районного суда г. Калининграда от 30 мая 2019 г. и постановления заместителя председателя Калининградского областного суда от 19 июля 2019 г., вынесенных в отношении ее по настоящему делу об административном правонарушении, ссылаясь на их незаконность.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, либо государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в невнесении информации о проверке в единый реестр проверок, либо в нарушении два и более раза в течение одного года сроков внесения информации о проверке в единый реестр проверок, либо во внесении два и более раза в течение одного года неполной или недостоверной информации о проверке в единый реестр проверок, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.
Отношения в области организации и осуществления муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля урегулированы Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
В силу части 1 статьи 13.3 Федерального закона N 294-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) в целях обеспечения учета проводимых при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проверок, а также их результатов создается единый реестр проверок. Единый реестр проверок является федеральной государственной информационной системой. Оператором единого реестра проверок является Генеральная прокуратура Российской Федерации.
Согласно части 2 указанной статьи правила формирования и ведения единого реестра проверок утверждаются Правительством Российской Федерации. Указанными правилами определяются, в том числе состав включенной в единый реестр проверок информации о проверке, ее результатах и принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, сроки и порядок включения данной информации в этот реестр.
Правила формирования и ведения единого реестра проверок утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. N 415 (далее - Правила формирования и ведения единого реестра проверок, Правила, положения Правил приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении).
Пунктом 13 указанных Правил установлено, что единый реестр проверок в части плановых и внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводимых в соответствии с Федеральным законом N 294, включает в себя, в том числе:
- информацию о проверке, содержащую дату и номер распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) органа контроля о проведении проверки, даты начала и окончания проведения проверки (подпункт "а");
- информацию об органе контроля, содержащую фамилию, имя, отчество и должность должностного лица (должностных лиц), уполномоченного на проведение проверки (подпункт "б");
- информацию об уведомлении проверяемого лица о проведении проверки с указанием даты и способа уведомления в случаях, предусмотренных Федеральным N 294-ФЗ (подпункт "г");
- информацию о результатах проверки, содержащую, в том числе дату, время и место составления акта проверки; дату, время, продолжительность и место проведения проверки; сведения о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения (с указанием положений правовых актов); сведения о причинах невозможности проведения проверки (в случае если проверка не проведена) (подпункт "д");
- информацию о мерах, принятых по результатам проверки, содержащую в числе иного сведения о выданных предписаниях об устранении выявленных нарушений и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (реквизиты, срок выполнения, содержание предписания) (подпункт "е").
Согласно пунктам 16, 18, 19, 20 Правил формирования и ведения единого реестра проверок при организации и проведении плановых и внеплановых проверок соответствующая информация должна быть внесена уполномоченным должностным лицом органа контроля в единый реестр проверок в следующие сроки:
- информация о проверке и об органе контроля (подпункты "а", "б" пункта 13 Правил) не позднее 3 рабочих дней со дня издания распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) органа контроля о проведении проверки;
- информация об уведомлении проверяемого лица о проведении проверки (подпункт "г" пункта 13 Правил) не позднее дня направления уведомления;
- информация о результатах проверки (подпункт "д" пункта 13 Правил) не позднее 10 рабочих дней со дня окончания проверки;
- информация о мерах, принятых по результатам проверки (подпункт "е" пункта 13 Правил) не позднее 5 рабочих дней со дня поступления такой информации в орган контроля.
Как усматривается из материалов дела, в период с 30 марта 2018 г. по 26 апреля 2018 г. на основании приказа и.о. председателя комитета городского хозяйства администрации городского округа "Город Калининград" от 27 марта 2018 г. N П-МЖК-1 должностным лицом отдела муниципального жилищного контроля и контроля в сфере благоустройства указанного органа проведена плановая документарная и выездная проверка товарищества собственников жилья (ТСЖ) "Согласия 13" в порядке муниципального жилищного контроля.
По результатам проверки выявлены нарушения требований жилищного законодательства, вынесено предписание об их устранении.
В нарушение требований статьи 13.3 Федерального закона N 294-ФЗ, пунктов 13, 16, 18, 19, 20 Правил формирования и ведения единого реестра проверок в федеральную государственную информационную систему "Единый реестр проверок" не внесена информация об указанной проверке, проведенной в отношении ТСЖ "Согласия 13":
- о дате и номере приказа руководителя органа контроля о проведении проверки, датах начала и окончания проведения проверки, лице, уполномоченном на проведение проверки (не позднее 3 рабочих дней со дня издания 27 марта 2018 г. соответствующего приказа);
- об уведомлении проверяемого лица о проведении проверки с указанием даты и способа уведомления (не позднее дня направления 27 марта 2018 г. уведомления);
- о результатах проверки (не позднее 10 рабочих дней со дня окончания 26 апреля 2018 г. проверки);
- о мерах, принятых по результатам проверки (не позднее 5 рабочих дней со дня поступления такой информации в орган контроля).
Равным образом в нарушение статьи 13.3 Федерального закона N 294-ФЗ, пунктов 13, 19 Правил формирования и ведения единого реестра проверок в федеральную государственную информационную систему "Единый реестр проверок" не внесена информация о причинах невозможности проведения проверки ТСЖ "Согласия 11", включенной в план проведения плановых проверок на 2018 год (подлежала проведению в июле 2018 года). Соответствующая информация должна быть внесена в названный реестр не позднее 10 рабочих дней со дня, когда должна быть окончена проверка.
31 октября 2018 г. заместителем прокурора г. Калининграда возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя начальника отдела муниципального жилищного контроля и контроля в сфере благоустройства комитета городского хозяйства администрации городского округа "Город Калининград" Коровиной И.А.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами, получившими оценку с точки зрения их допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьей 2.4 названного Кодекса установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу пункта 6.16 должностной инструкции заместитель начальника отдела муниципального жилищного контроля и контроля в сфере благоустройства комитета городского хозяйства администрации городского округа "Город Калининград" Коровина И.А. обязана контролировать своевременность внесения в электронные базы сведений о проведенных контрольных мероприятиях и их точность.
В соответствии с положениями статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указанное должностное лицо, не исполнившее надлежащим образом свои служебные обязанности, обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 19.6.1 названного Кодекса.
Требования статьи 24.1 названного Кодекса соблюдены, при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 названного Кодекса.
Судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность должностного лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Действия заместителя начальника отдела муниципального жилищного контроля и контроля в сфере благоустройства комитета городского хозяйства администрации городского округа "Город Калининград" Коровиной И.А. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено прокурором с соблюдением требований статей 28.4, 28.2 названного Кодекса, необходимые сведения, в том числе и относительно обстоятельств административного правонарушения, в постановлении указаны, событие административного правонарушения описано надлежащим образом с учетом диспозиции части 3 статьи 19.6.1 названного Кодекса.
Вопреки утверждению заявителя при вынесении обжалуемого постановления мировой судья обоснованно руководствовался положениями Правил формирования и ведения единого реестра проверок в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, так как в силу части 1 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Оснований для применения положений части 2 указанной статьи, устанавливающей случаи, при которых закон имеет обратную силу, не имеется. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2018 г. N 1399, которым внесены изменения в названные Правила, не содержит норм, улучшающих положение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, устраняющих обязанность этого лица соблюдать приведенные выше требования Правил в указанные сроки. Соответствующие обязанность и сроки предусмотрены названными Правилами и в новой редакции.
Несогласие заявителя с оценкой установленных по делу обстоятельств не является правовым основанием к отмене состоявшихся по делу решений.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 3 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены нижестоящими судами в порядке, установленном статьями 30.6, 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответственно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление мирового судьи 2-го судебного участка Центрального района г. Калининграда от 14 марта 2019 г., решение судьи Центрального районного суда г. Калининграда от 30 мая 2019 г. и постановление заместителя председателя Калининградского областного суда от 19 июля 2019 г., вынесенные в отношении заместителя начальника отдела муниципального жилищного контроля и контроля в сфере благоустройства комитета городского хозяйства администрации городского округа "Город Калининград" Коровиной И.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Коровиной И.А. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
С.Б.НИКИФОРОВ