ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 марта 2023 г. N 51-АД23-1-К8
Судья Верховного Суда Российской Федерации Кузьмичев С.И., рассмотрев жалобу Бушкова Николая Трофимовича на вступившие в законную силу постановление Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 21 октября 2021 г. N 03-02-06/12/2021, решение судьи Тальменского районного суда Алтайского края от 13 января 2022 г., решение судьи Алтайского краевого суда от 1 марта 2022 г. и постановление судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24 мая 2022 г., состоявшиеся в отношении Бушкова Николая Трофимовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 21 октября 2021 г. N 03-02-06/12/2021, вынесенным начальником отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах управления лесами указанного органа, оставленным без изменения решением судьи Тальменского районного суда Алтайского края от 13 января 2022 г., решением судьи Алтайского краевого суда от 1 марта 2022 г. и постановлением судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24 мая 2022 г., Бушков Н.Т. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Бушков Н.Т. ставит вопрос об отмене постановления административного органа и судебных актов, вынесенных в отношении его по настоящему делу об административном правонарушении, заявляя об их незаконности.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Самовольным занятием лесного участка применительно к указанной норме признается занятие лесного участка и (или) его использование при отсутствии оформленного в установленном порядке права.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 9 названного кодекса право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, право безвозмездного пользования таким лесным участком, а также право аренды такого лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
Частью 1 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения уполномоченных в соответствии со статьями 81 - 84 названного кодекса органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду;
3) договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование.
В соответствии с частью 2 указанной статьи лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в аренду, безвозмездное пользование.
Из материалов дела следует, что 21 сентября 2021 г. на основании задания от 20 сентября 2021 г. N 96 должностным лицом отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края проведено выездное обследование лесного участка в квартале N 231 выдел N 49 Тальменского участкового лесничества Ларичихинского лесничества с кадастровым номером N < ... > , расположенного по адресу: < ... > , примерно в 2,5 км по направлению на юго-запад.
В ходе данного мероприятия установлен факт самовольного занятия Бушковым Н.Т. указанного лесного участка и использования для рекреации при отсутствии разрешительных документов на право пользования им. Лесной участок огорожен забором, на территории обнаружено семь строений (зданий) разной этажности (двухэтажный дом, банный комплекс, водонапорная башня, насосная станция, гараж, беседка, хозпостройка).
Согласно Единому государственному реестру недвижимости собственником земельного участка, относящегося к категории земель лесного фонда, с разрешенным использованием - для восстановления лесной растительности является Российская Федерация.
Фактические обстоятельства административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами: заданием на проведение выездных обследований лесных участков (л.д. 64), актом выездного обследования лесного участка (л.д. 65), таксационным описанием лесного участка (л.д. 65 - 66), выписками из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 66 - 69), выпиской из технического паспорта на домовладение (л.д. 70), выпиской из Единого государственного реестра объектов градостроительной деятельности (л.д. 71), протоколом об административном правонарушении (л.д. 74), договором аренды земельного участка (л.д. 82 - 83), постановлением администрации Тальменского района Алтайского края о предоставлении земельного участка в аренду (л.д. 83 - 84), показаниями должностного лица Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края Ш. (л.д. 91 - 92) и иными материалами дела, получившими оценку по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Изложенный в обжалуемых актах вывод о наличии в деянии Бушкова Н.Т. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Действия Бушкова Н.Т. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного кодекса и подлежащего применению законодательства.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 названного кодекса.
Оснований ставить под сомнение сведения, изложенные в акте выездного обследования лесного участка, не имеется. Данный документ содержит фактические данные, на основании которых устанавливаются обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела; отвечает требованиям, предъявляемым к доказательствам Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях; согласуется с другими собранными по делу доказательствами и обоснованно признан допустимым и достоверным относительно события правонарушения доказательством.
Довод жалобы о необоснованности привлечения Бушкова Н.Т. к административной ответственности с указанием на отсутствие в его действиях вины состоятельным признать нельзя.
Как следует из материалов дела, на основании постановления администрации Тальменского района Алтайского края от 20 декабря 2005 г. N 342 и договора аренды от 27 декабря 2005 г. N 064 Бушкову Н.Т. предоставлен в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 0,8873 га, имеющий кадастровый номер < ... > (впоследствии < ... > ) и расположенный в 2,5 км на юго-запад от с. < ... > , для использования в целях сельскохозяйственного производства (пчеловодства) сроком на 49 лет (л.д. 17 - 22, 82 - 84).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости жилой дом с кадастровым номером < ... > (дата присвоения 24 августа 2013 г.) расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером < ... > (л.д. 66 - 68).
6 декабря 2018 г. Сибирским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по Алтайскому краю вынесено решение N 22/18-45037 о необходимости устранения кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о местоположении границ земельного участка (далее - решение органа регистрации прав N 22/18-45037).
На основании данного решения и информации, представленной филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю" (исх. N 02547/21-ДК от 19 мая 2021 г.), установлено следующее.
Сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером < ... > (имеет статус "ранее учтенный") внесены в Единый государственный реестр недвижимости на основании описания земельных участков от 23 декабря 2005 г., подготовленного ООО "Гео-План".
В рамках реализации требований статьи 60.2 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) по выявлению и устранению пересечений границ лесных участков с границами земельных участков иных категорий рабочей группой обнаружено пересечение границ лесного участка с кадастровым номером < ... > с границами земельного участка с кадастровым номером < ... > , несоответствие сведений Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером < ... > его фактическому местоположению в пределах границ лесного земельного участка с кадастровым номером < ... > . Причиной данного несоответствия, отраженного в Едином государственном реестре недвижимости, явилась кадастровая ошибка, допущенная при установлении границ земельного участка с кадастровым номером < ... > лицом, выполнившим кадастровые работы, ООО "Гео-План".
В решении органа регистрации прав N 22/18-45037 отражено, что с учетом отличия значений координат характерных точек, определенных органом кадастрового учета и содержащихся в государственном кадастре недвижимости, сведения государственного кадастра недвижимости о местоположении границ участка признаны ошибочными. Устранение кадастровой ошибки предусмотрено частями 6, 7 статьи 61 Закона N 218-ФЗ и состоит в изменении границ земельного участка < ... > с учетом сведений о границах лесного участка < ... > (л.д. 41 - 45).
Согласно части 3 статьи 61 Закона N 218-ФЗ реестровой ошибкой признается, в том числе воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы или комплексные кадастровые работы.
В соответствии с частью 6 статьи 61 Закона N 218-ФЗ орган регистрации прав при обнаружении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления ошибки.
Частью 7 статьи 61 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что по истечении трех месяцев со дня направления указанным в части 6 данной статьи лицам решения о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельного участка и при непоступлении документов, на основании которых обеспечивается устранение данной реестровой ошибки (заявление о государственном кадастровом учете в связи с изменением основных сведений об объекте недвижимости и межевого плана), орган регистрации прав вносит изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ и площади такого земельного участка без согласия его правообладателя при наличии в органе регистрации прав необходимых для этого документов, материалов и соблюдении установленных данной статьей условий.
Поскольку документы, необходимые в соответствии со статьей 14 названного закона для исправления реестровой ошибки в орган регистрации прав не были представлены, 10 июня 2019 г. данным органом внесены изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельного участка.
В рамках гражданского дела N 2-472/2021 по иску Бушкова Н.Т. к Управлению Росреестра по Алтайскому краю о признании незаконным решения об исправлении реестровой ошибки проведена судебная комплексная землеустроительная экспертиза.
Из заключения эксперта от 6 ноября 2021 г. N 38-21-12-01 следует, что в ходе исследования установлено несоответствие реестровых и фактических границ земельного участка с кадастровым номером < ... > , реестровые границы смещены в северо-западном направлении на расстояние 302 м. Фактические границы земельного участка с кадастровым номером < ... > пересекают реестровые границы земельного участка с кадастровым номером < ... > . Границы, определяемые в "Описании земельных участков" от 23 декабря 2005 г., 1*-2*-3*-4*-5*-6*-7*-1* не соответствуют фактическому местоположению границ земельного участка с кадастровым номером < ... > , смещены в юго-восточном направлении на 90 м.
Таким образом, как обоснованно указано должностным лицом административного органа и судебными инстанциями, фактическое местоположение границ земельного участка с кадастровым номером < ... > не соответствует ни сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, ни сведениям иных правоустанавливающих документов.
Бушков Н.Т. не был лишен возможности уточнить границы занимаемого земельного участка. Должностное лицо административного органа и судебные инстанции правомерно признали, что в его действиях имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судебные акты, на которые заявитель ссылается в жалобе, не содержат выводов, которые могли бы ставить под сомнение законность и обоснованность решений, состоявшихся в рамках настоящего дела об административном правонарушении.
Сведения, отраженные в межевом плане земельного участка с кадастровым номером < ... > , подготовленном 31 мая 2022 г. краевым государственным бюджетным учреждением "Алтайский центр недвижимости и государственной кадастровой оценки" на основании кадастровых работ, не опровергают изложенные выше сведения о несоответствии фактического местоположения границ означенного земельного участка сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости.
Доводы жалобы по существу направлены на иную оценку установленных в ходе производства по делу обстоятельств, обоснованно отклонены по мотивам, приведенным в принятых по делу актах, и не влекут их отмену.
Из доводов поданной в Верховный Суд Российской Федерации жалобы не следует, что при рассмотрении дела допущены нарушения норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом административного органа и судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене обжалуемых актов не является.
Нарушений норм процессуального закона не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции статьи 7.9 названного кодекса.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены в порядке, установленном статьями 30.6, 30.9, 30.16 названного кодекса соответственно, доводы жалоб, имеющие правовое значение для дела, получили надлежащую оценку.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 21 октября 2021 г. N 03-02-06/12/2021, решение судьи Тальменского районного суда Алтайского края от 13 января 2022 г., решение судьи Алтайского краевого суда от 1 марта 2022 г. и постановление судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24 мая 2022 г., состоявшиеся в отношении Бушкова Н.Т. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Бушкова Н.Т. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
С.И.КУЗЬМИЧЕВ