Самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
- Статья 7.8. Утратила силу
- Статья 7.10. Самовольная уступка права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом
Комментарий к ст. 7.9 КоАП
1. Объект правонарушения - отношения собственности на лес и установленный порядок управления лесным фондом.
Право собственности на леса регулируется Лесным кодексом от 4 декабря 2006 г. (далее - ЛК РФ), согласно которому лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ст. 8). Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством. Следует отметить, что ЛК РФ впервые признал возможность установления права собственности на леса для субъектов РФ.
Земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков.
Границы участков лесного фонда должны быть обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных знаков и (или) указаны в планово-картографических материалах (лесных картах).
2. Объективная сторона правонарушения состоит в совершении активных противоправных действий, направленных на самовольное занятие лесных участков или их использование для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков.
Участки лесного фонда предоставляются в пользование на следующих правах пользования: право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками. Перечисленные права возникают и прекращаются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством и земельным законодательством, если иное не предусмотрено ЛК РФ.
Согласно ст. 71 ЛК РФ в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное срочное пользование - гражданам.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ (глава 34), если иное не установлено ЛК РФ.
Предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и в безвозмездное срочное пользование гражданам осуществляется в порядке, предусмотренном ЗК РФ (глава IV), если иное не предусмотрено ЛК РФ.
Следует обратить внимание на то, что право лесопользования осуществляется на основе признания многофункционального значения лесов, то есть одновременного использования одного и того же участка леса разными лицами и в различных целях.
Под использованием участков, указанных в комментируемой статье, понимается их использование для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков.
Леса могут использоваться для одной или нескольких целей, предусмотренных ЛК РФ (ст. 25) и другими федеральными законами.
Использование лесов, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в РФ в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
3. Субъекты правонарушения - лесопользователи, т.е. граждане и юридические лица, а также должностные лица, на которых возложены обязанности по обеспечению установленного порядка управления лесным фондом.
4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла.
Судебная практика по статье 7.9 КоАП
по заявлению акционерной компании "ИДЖ ИЧТАШ АСТАЛДИ ИДЖА ИНШААТ АНОНИМ ШИРКЕТИ" о признании незаконным и отмене постановления Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области от 11.05.2016 N 40359-16/ДЛ о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей,
Определение Верховного Суда РФ от 19.07.2017 N 303-АД17-8541 по делу N А59-3321/2016
Судья Верховного Суда Российской Федерации Першутов А.Г., изучив кассационную жалобу Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области на решение Арбитражного суда Сахалинской области от 31.08.2016 по делу N А59-3321/2016, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2016 и постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 16.03.2017 по тому же делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РПК Резон Плюс" к Министерству лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области о признании незаконным и отмене постановления от 04.07.2016 N 61-СН о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Определение Верховного Суда РФ от 16.08.2017 N 301-АД17-11860 по делу N А29-4425/2016
по заявлению организации к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - административный орган) о признании незаконным постановления от 18.04.2016 N 68 о привлечении к административной ответственности по статье 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 200 000 руб.,
Определение Верховного Суда РФ от 15.01.2018 N 306-АД17-16711 по делу N А72-2654/2017
Судья Верховного Суда Российской Федерации Першутов А.Г., изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу Ульяновской областной общественной организации охотников и рыболовов на определение Арбитражного суда Ульяновской области от 09.03.2017 по делу N А72-2654/2017, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2017 и постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 01.08.2017 по тому же делу по заявлению Ульяновской областной общественной организации охотников и рыболовов к Министерству сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области о признании незаконным и отмене постановления от 28.02.2017 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 19.02.2018 N 306-АД17-16711 по делу N А72-2654/2017
по заявлению Ульяновской областной общественной организации охотников и рыболовов к Министерству сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области о признании незаконным и отмене постановления от 28.02.2017 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определение Верховного Суда РФ от 06.06.2018 N 304-АД18-6321 по делу N А70-10093/2017
публичное акционерное общество "ГЕОТЕК Сейсморазведка" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 20.07.2017 N 100-122-17 Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - департамент, административный орган) о привлечении общества к административной ответственности на основании статьи 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Определение Верховного Суда РФ от 07.09.2018 N 307-АД18-14445 по делу N А56-40884/2016
общество с ограниченной ответственностью "Полигон ТБО" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 03.06.2016 N 40353-16/Д Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области (далее - административный орган) о привлечении общества к административной ответственности на основании статьи 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 250 000 рублей.
Определение Верховного Суда РФ от 22.04.2019 N 309-ЭС19-5202 по делу N А60-24064/2018
по заявлению акционерного общества "Облкоммунэнерго" к Департаменту лесного хозяйства Свердловской о признании незаконными и отмене постановления от 11.04.2018 N 278 о привлечении к административной ответственности по статье 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде штрафа в размере 200 000 рублей, а также представления от 11.04.2018 N 278 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения,
Определение Верховного Суда РФ от 05.08.2019 N 307-ЭС19-12164 по делу N А56-78140/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Линк Девелопмент" о признании незаконным постановления Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области от 05.06.2018 N 40532-18/Д о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Определение Верховного Суда РФ от 24.09.2020 N 304-ЭС20-13951 по делу N А75-16424/2019
по заявлению закрытого акционерного общества "НефтьСтройИнвест" к Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным и отмене постановления от 06.08.2019 N 02-790/2019 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей,
Определение Верховного Суда РФ от 30.09.2020 N 305-ЭС20-13268 по делу N А41-90683/2019
акционерное общество "ЖДЦех" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета лесного хозяйства Московской области (далее - административный орган) от 08.10.2019 N 02-280/2019 о привлечении к административной ответственности на основании статьи 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде 200 000 рублей штрафа.