ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 19 сентября 2019 г. N 1-ААД19-6
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя руководителя территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - управление лесничествами Вельское обособленное подразделение Кротова Алексея Сергеевича на определение судьи Архангельского областного суда от 30 июля 2019 г. об оставлении жалобы указанного лица без рассмотрения, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Онего-Вельск" (далее - ООО "Онего-Вельск", общество),
установил:
постановлением территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - управление лесничествами Вельское обособленное подразделение, вынесенным заместителем руководителя указанного органа, от 16 мая 2019 г. N 33/673 (далее также постановление территориального органа министерства от 16 мая 2019 г. N 33/673) ООО "Онего-Вельск" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Кострикин А.В., действуя на основании доверенности в интересах ООО "Онего-Вельск", обжаловал данное постановление в Вельский районный суд Архангельской области в порядке статей 30.1 - 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением судьи Вельского районного суда Архангельской области от 5 июля 2019 г. постановление территориального органа министерства от 16 мая 2019 г. N 33/673 отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с признанием утратившим силу положения закона, устанавливающего административную ответственность за содеянное.
На указанное решение заместителем руководителя территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области Кротовым А.С. подана жалоба в Архангельский областной суд в порядке статей 30.9, 30.1 - 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определением судьи Архангельского областного суда от 30 июля 2019 г. жалоба указанного лица оставлена без рассмотрения.
Заместитель руководителя территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области Кротов А.С. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой, в которой ставит вопрос об отмене определения судьи Архангельского областного суда от 30 июля 2019 г., приводя доводы о его незаконности, одновременно заявил ходатайство о восстановлении срока его обжалования.
Порядок подачи жалоб, принесения протестов на постановления (решения) по делам об административных правонарушениях и пересмотра таких постановлений (решений) установлен главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Подача жалоб, принесение протестов на не вступившие в законную силу постановления (решения) по делам об административных правонарушениях осуществляется в соответствии со статьями 30.1 - 30.3, 30.9, 30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из положений указанных норм и общих принципов осуществления правосудия, определение судьи об оставлении жалобы без рассмотрения может быть обжаловано в порядке, установленном для обжалования постановления (решения) по делу об административном правонарушении.
При этом такое определение, не вступившее в законную силу, обжалуется в вышестоящую инстанцию (вышестоящий суд) по отношению к той, которая вынесла определение, в срок, установленный частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Таким образом, определение судьи Архангельского областного суда от 30 июля 2019 г. подлежало обжалованию в Верховный Суд Российской Федерации - вышестоящую инстанцию (вышестоящий суд) по отношению к той, которая вынесла определение, в течение десяти суток со дня вручения или получения копии определения.
Рассмотрение жалоб на такие определения осуществляется в порядке, установленном статьями 30.4 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 2.2 статьи 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что копия вынесенного судьей решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, рассмотренному органом, должностным лицом, в срок до трех суток после его вынесения направляется в орган, должностному лицу, вынесшим постановление.
Копия определения судьи Архангельского областного суда от 30 июля 2019 г. направлена в орган, от имени которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, по почте (л.д. 126). В материалах дела сведений о дате его получения не имеется.
При этом согласно утверждению заявителя копия указанного определения получена 13 августа 2019 г.
Материалами дела данное утверждение не опровергается.
Согласно штемпелю на конверте жалоба на определение судьи Архангельского областного суда от 30 июля 2019 г. подана заявителем в Верховный Суд Российской Федерации 15 августа 2019 г., то есть в установленный частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок.
При таких обстоятельствах оснований для рассмотрения изложенного в жалобе ходатайства о восстановлении срока обжалования нет, данный срок не пропущен.
Заместитель руководителя территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области Кротов А.С. и законный представитель юридического лица, в отношении которого прекращено производство по делу об административном правонарушении, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, состоявшегося 19 сентября 2019 г., не явились.
Ознакомившись с доводами жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, судья Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующим выводам.
Лица, которым предоставлено право обжалования состоявшихся по делу об административном правонарушении не вступивших в законную силу постановлений и решений, поименованы в частях 1, 1.1 статьи 30.1, частях 5, 6 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Также в соответствии со статьей 30.10 названного Кодекса состоявшиеся по делу об административном правонарушении постановления и решения, не вступившие в законную силу, могут быть опротестованы прокурором.
Оставляя без рассмотрения жалобу заместителя руководителя территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области Кротова А.С. на решение судьи Вельского районного суда Архангельской области от 5 июля 2019 г., судья Архангельского областного суда исходил из того, что это лицо не относится к числу лиц, имеющих право на подачу жалобы на указанное решение.
Руководствуясь положениями части 6 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Архангельского областного суда пришел к выводу о том, что заместитель руководителя территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области Кротов А.С. не вправе обращаться в вышестоящий суд с жалобой на решение судьи районного суда, так как постановление территориального органа министерства от 16 мая 2019 г. N 33/673 о привлечении общества к административной ответственности вынесено органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, а в силу части 6 статьи 30.9 названного Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение суда по жалобе на такое постановление может быть обжаловано помимо лиц, указанных в части 1 статьи 30.1 названного Кодекса, только руководителем соответствующего органа.
Оснований для признания данного вывода судьи Архангельского областного суда необоснованным не имеется.
В силу преамбулы Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и названным Федеральным законом. Образование, формирование, деятельность исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации регулируются федеральными конституционными законами, названным Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 31.1, пункту "е" статьи 31.2 Устава Архангельской области, принятого Архангельским областным Собранием депутатов 23 мая 1995 г. (далее - Устав Архангельской области) Правительство Архангельской области является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти Архангельской области общей компетенции, возглавляет систему исполнительных органов государственной власти Архангельской области, формирует иные исполнительные органы государственной власти Архангельской области, в том числе утверждает положения о них.
Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, созданным в соответствии с законом Архангельской области.
В соответствии с пунктом "е" статьи 31.2 Устава Архангельской области, пунктом 8 статьи 19 и пунктом 3 статьи 30 областного закона от 20 мая 2009 г. N 19-3-ОЗ "О Правительстве Архангельской области и иных исполнительных органах государственной власти Архангельской области", указом Губернатора Архангельской области от 19 октября 2009 г. N 32-у "Об утверждении структуры исполнительных органов государственной власти Архангельской области" Правительством Архангельской области утверждено Положение о министерстве природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области.
Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через свои территориальные органы и подведомственные государственные учреждения Архангельской области.
Территориальный орган министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области является органом специальной компетенции, осуществляющим отдельные полномочия министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области на подведомственной территории, определенной положением о конкретном территориальном органе (пункт 1 Типового положения о территориальном органе министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, утвержденного указом Губернатора Архангельской области от 6 сентября 2012 г. N 138-у).
В силу пункта 6 части 1 статьи 22.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных названным Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции, установленной главой 23 названного Кодекса, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный надзор либо переданные им полномочия в области федерального государственного надзора, указанными в главе 23 названного Кодекса.
Согласно частям 1, 5 статьи 22.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных названным Кодексом, рассматривают в пределах своих полномочий должностные лица, указанные в главе 23 названного Кодекса. От имени органов, указанных в пункте 6 части 1 статьи 22.1 названного Кодекса, рассматривать дела об административных правонарушениях вправе должностные лица, поименованные в части 5 статьи 22.2 названного Кодекса.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 23.24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.25 названного Кодекса, рассматривают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством). Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени таких органов, в пределах своих полномочий вправе должностные лица, перечисленные в части 2 статьи 23.24.1 названного Кодекса.
Исходя из анализа приведенных норм, дела об административных правонарушениях данной категории уполномочены рассматривать в пределах своей компетенции органы исполнительной власти Архангельской области, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), постановление о привлечении к административной ответственности выносится соответствующим органом. Должностное лицо органа исполнительной власти Архангельской области при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления о привлечении к административной ответственности действует от имени такого органа.
Постановление от 16 мая 2019 г. N 33/673 о привлечении общества к административной ответственности по части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесено территориальным органом министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Должностное лицо указанного органа при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления о привлечении к административной ответственности действовало от имени этого органа, созданного в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Из буквального содержания части 6 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что решение суда по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, может быть обжаловано помимо лиц, указанных в части 1 статьи 30.1 названного Кодекса, только руководителем этого органа.
Согласно пункту 13 названного выше Типового положения территориальный орган возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в установленном порядке министром природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области.
Кротов А.С., подавший жалобу на решение судьи Вельского районного суда Архангельской области от 5 июля 2019 г., не является руководителем территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и в силу части 6 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеет права обжалования названного судебного акта.
Положения части 5 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в рассматриваемом случае неприменимы.
Определение судьи Архангельского областного суда от 30 июля 2019 г. об оставлении жалобы без рассмотрения принято в соответствии с нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и с учетом фактических обстоятельств дела. Правовых оснований для отмены или изменения указанного определения не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
решил:
определение судьи Архангельского областного суда от 30 июля 2019 г. об оставлении жалобы без рассмотрения, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Онего-Вельск", оставить без изменения, жалобу заместителя руководителя территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области Кротова А.С. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
С.Б.НИКИФОРОВ