1. Органы, осуществляющие государственный земельный надзор (за исключением органа, осуществляющего государственный земельный надзор в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"), рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.1, 7.34, частями 1, 3 и 4 статьи 8.8, статьей 10.9, статьей 10.10 (за исключением судоходных гидротехнических сооружений и земель сельскохозяйственного назначения) настоящего Кодекса.
2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:
1) главный государственный инспектор Российской Федерации по использованию и охране земель, его заместители;
2) главные государственные инспектора субъектов Российской Федерации по использованию и охране земель, их заместители;
3) главные государственные инспектора городов и районов по использованию и охране земель, их заместители;
4) главный государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды, его заместители;
5) главные государственные инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по субъектам Российской Федерации, их заместители;
6) главные государственные инспектора в области охраны окружающей среды по городам, районам, их заместители.
- Статья 23.20. Утратила силу
- Статья 23.22. Органы, осуществляющие государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр
В соответствии со ст. 71 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (с послед. изм.) специально уполномоченными государственными органами осуществляется государственный земельный контроль за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами.
В настоящее время полномочия по осуществлению земельного контроля в различных сферах имеются у трех федеральных органов исполнительной власти. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. N 689 "О государственном земельном контроле" Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы осуществляют контроль за соблюдением:
а) выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без оформленных на них в установленном порядке правоустанавливающих документов, а также без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности;
б) порядка переуступки права пользования землей;
в) выполнения требований земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению и выполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
г) выполнения требований о наличии и сохранности межевых знаков границ земельных участков;
д) порядка предоставления сведений о состоянии земель;
е) исполнения предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений;
ж) выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.
Статус Федерального агентства кадастра объектов недвижимости определен Положением о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 августа 2004 г. N 418). Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости находится в ведении Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы осуществляют контроль за соблюдением:
а) выполнения обязанностей по рекультивации земель после завершения разработки месторождений полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей;
б) выполнения требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;
в) выполнения требований законодательства Российской Федерации о недопущении использования участков лесного фонда для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков;
г) режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов;
д) выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.
Статус Федеральной службы по надзору в сфере природопользования определен Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 400). Федеральная служба по надзору в сфере природопользования находится в ведении Министерства природных ресурсов Российской Федерации.
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель поселений контроль за соблюдением:
а) выполнения в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли;
б) выполнения требований по предотвращению самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;
в) выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.
Более подробно о статусе этой службы см. комментарий к ст. 23.14.
Рассматривая настоящий спор, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о нарушении административным органом процедуры привлечения общества к ответственности, а также о недоказанности наличия в действиях общества состава вмененного правонарушения, в связи с чем признали незаконным и отменили оспариваемое постановление административного органа. При этом суды первой и апелляционной инстанций отклонили доводы общества об отсутствии у административного органа полномочий на проведение проверки и привлечение общества к ответственности, предусмотренной статьей 7.1 КоАП РФ, в отношении земель сельскохозяйственного назначения. Как указали суды, в соответствии с Положением о государственном земельном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 N 1 (далее - Положение о государственном земельном надзоре) государственный земельный надзор осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр), Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее - Россельхознадзор) и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и их территориальными органами (далее - Росприроднадзор). В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Положения о государственном земельном надзоре, частью 1 статьи 23.21 КоАП РФ, административный орган, являясь территориальным органом Росреестра, наделен полномочиями по осуществлению государственного земельного надзора за соблюдением требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок. Указанные полномочия не поставлены в зависимость от категории земель, к которым относятся земельные участки. Положения части 1 статьи 23.21 КоАП РФ исключают из числа органов, уполномоченных на рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.1 КоАП РФ, органы, осуществляющие государственный земельный надзор на землях сельскохозяйственного назначения (органы Россельхознадзора).
Постановление Верховного Суда РФ от 05.09.2022 N 11-АД22-25-К6
При новом рассмотрении дела, помимо прочего, подлежат проверке приведенные в поданной в Верховный Суд Российской Федерации жалобе доводы главного государственного инспектора по использованию и охране земель Республики Татарстан Петрова Е.Ю., полагающего незаконными содержащиеся в обжалуемых судебных актах выводы о неподведомственности настоящего дела об административном правонарушении должностным лицам Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, со ссылкой, в числе иного, на нормы Федерального закона от 15.10.2020 N 319-ФЗ "О внесении изменения в статью 23.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и Положения о федеральном государственном земельном контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1081 "О федеральном государственном земельном контроле (надзоре)".