1. Органы, осуществляющие государственный земельный надзор (за исключением органа, осуществляющего государственный земельный надзор в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"), рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.1, 7.34, частями 1, 3 и 4 статьи 8.8, статьей 10.9, статьей 10.10 (за исключением судоходных гидротехнических сооружений и земель сельскохозяйственного назначения) настоящего Кодекса.
2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:
1) главный государственный инспектор Российской Федерации по использованию и охране земель, его заместители;
2) главные государственные инспектора субъектов Российской Федерации по использованию и охране земель, их заместители;
3) главные государственные инспектора городов и районов по использованию и охране земель, их заместители;
4) главный государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды, его заместители;
5) главные государственные инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по субъектам Российской Федерации, их заместители;
6) главные государственные инспектора в области охраны окружающей среды по городам, районам, их заместители.
- Статья 23.20. Утратила силу
- Статья 23.22. Органы, осуществляющие государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр
При новом рассмотрении дела, помимо прочего, подлежат проверке приведенные в поданной в Верховный Суд Российской Федерации жалобе доводы главного государственного инспектора по использованию и охране земель Республики Татарстан Петрова Е.Ю., полагающего незаконными содержащиеся в обжалуемых судебных актах выводы о неподведомственности настоящего дела об административном правонарушении должностным лицам Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, со ссылкой, в числе иного, на нормы Федерального закона от 15.10.2020 N 319-ФЗ "О внесении изменения в статью 23.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и Положения о федеральном государственном земельном контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1081 "О федеральном государственном земельном контроле (надзоре)".
Определение Верховного Суда РФ от 11.09.2017 N 309-АД17-8437 по делу N А47-7305/2016
Рассматривая настоящий спор, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о нарушении административным органом процедуры привлечения общества к ответственности, а также о недоказанности наличия в действиях общества состава вмененного правонарушения, в связи с чем признали незаконным и отменили оспариваемое постановление административного органа. При этом суды первой и апелляционной инстанций отклонили доводы общества об отсутствии у административного органа полномочий на проведение проверки и привлечение общества к ответственности, предусмотренной статьей 7.1 КоАП РФ, в отношении земель сельскохозяйственного назначения. Как указали суды, в соответствии с Положением о государственном земельном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 N 1 (далее - Положение о государственном земельном надзоре) государственный земельный надзор осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр), Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее - Россельхознадзор) и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и их территориальными органами (далее - Росприроднадзор). В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Положения о государственном земельном надзоре, частью 1 статьи 23.21 КоАП РФ, административный орган, являясь территориальным органом Росреестра, наделен полномочиями по осуществлению государственного земельного надзора за соблюдением требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок. Указанные полномочия не поставлены в зависимость от категории земель, к которым относятся земельные участки. Положения части 1 статьи 23.21 КоАП РФ исключают из числа органов, уполномоченных на рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.1 КоАП РФ, органы, осуществляющие государственный земельный надзор на землях сельскохозяйственного назначения (органы Россельхознадзора).