1. Вопросы о разъяснении способа и порядка исполнения, об отсрочке, о рассрочке, приостановлении или прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания, а также о восстановлении срока, предусмотренного частями 1.3 - 1.3-3 статьи 32.2 настоящего Кодекса, о взыскании административного штрафа, наложенного на несовершеннолетнего, с его родителей или иных законных представителей рассматриваются судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, в трехдневный срок со дня возникновения основания для разрешения соответствующего вопроса.
2. Лица, заинтересованные в разрешении вопросов, указанных в части 1 настоящей статьи, извещаются о месте и времени их рассмотрения. При этом неявка заинтересованных лиц без уважительных причин не является препятствием для разрешения соответствующих вопросов.
3. Решение по вопросам о разъяснении способа и порядка исполнения, об отсрочке, о рассрочке, приостановлении исполнения постановления о назначении административного наказания, а также о восстановлении срока, предусмотренного частями 1.3 - 1.3-3 статьи 32.2 настоящего Кодекса, о взыскании административного штрафа, наложенного на несовершеннолетнего, с его родителей или иных законных представителей выносится в виде определения. Копия определения вручается под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему. В случае отсутствия указанных лиц копии определения высылаются им в течение трех дней со дня его вынесения, о чем делается соответствующая запись в деле.
4. Решение по вопросу о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания выносится в виде постановления.
- Статья 31.7. Прекращение исполнения постановления о назначении административного наказания
- Статья 31.9. Давность исполнения постановления о назначении административного наказания
Общие процедуры отсрочки, рассрочки, приостановления или прекращения исполнения постановления (решения) о назначении административного наказания в отношении совершеннолетних лиц регламентированы статьями 31.5 - 31.7 КоАП РФ (см. комментарии). Однако отдельные аспекты относительно специального административно-правового статуса несовершеннолетних требует самостоятельной детализации.
Так, необходимо руководствоваться ФЗ от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 21.12.2004) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (Российская газета. 1998. 5 августа; 2004. 28 декабря). В отношении административно-правового статуса родителей, законных представителей несовершеннолетнего - статьей 5.35 КоАП РФ (см. комментарий). Согласно ч. 2 ст. 32.2 КоАП при отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего.
Лица, заинтересованные в разрешении вопросов, обязательно извещаются в установленном законом порядке о месте и времени их рассмотрения. При этом неявка заинтересованных лиц без уважительных причин не является препятствием для разрешения соответствующих вопросов.
Четвертым арбитражным апелляционным судом в адрес Читинской таможни вынесено частное определение от 05.12.2016. Определением обращено внимание должностных лиц таможни на необходимость недопущения нарушений статей 1.7, 31.7, 31.8 КоАП РФ при производстве по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, учитывая вступление в силу Федерального закона 23.06.2016 N 207-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", которым смягчена административная ответственность за указанное правонарушение.
Определение Конституционного Суда РФ от 19.12.2017 N 3059-О
Оспариваемая статья 31.8 КоАП Российской Федерации устанавливает исчерпывающий перечень вопросов, связанных с исполнением постановления о назначении административного наказания, и порядок их разрешения, согласно которому такие вопросы рассматриваются судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, в трехдневный срок со дня возникновения основания для разрешения соответствующего вопроса (часть 1), о чем уведомляются заинтересованные лица (часть 2), и разрешаются в форме определения, копия которого вручается под расписку или высылается таким лицам (часть 3).
Определение Конституционного Суда РФ от 28.11.2019 N 2986-О
При этом в силу части 3 статьи 31.8 КоАП Российской Федерации решение по вопросам о разъяснении способа и порядка исполнения, об отсрочке, о рассрочке, приостановлении исполнения постановления о назначении административного наказания выносится в виде определения; копия определения вручается под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему; в случае отсутствия указанных лиц копии определения высылаются им в течение трех дней со дня его вынесения, о чем делается соответствующая запись в деле. Приведенное законоположение направлено на обеспечение и защиту прав лица, привлеченного к административной ответственности.
Определение Конституционного Суда РФ от 19.12.2019 N 3577-О
Оспариваемая заявителем статья 31.1 КоАП Российской Федерации определяет момент вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении и не регулирует порядок исполнения административных наказаний, в том числе дисквалификации. Вместе с тем данное законоположение не предполагает возможности продления - ни юридически, ни фактически - срока административного наказания, по сравнению с тем как он определен постановлением по делу об административном правонарушении. При этом в соответствии со статьей 31.8 КоАП Российской Федерации лицо, привлеченное к административной ответственности, в случае возникновения вопросов, связанных с исполнением постановления о назначении административного наказания, вправе обратиться к судье, вынесшему постановление, за разъяснением способа и порядка исполнения постановления; решение по вопросам о разъяснении способа и порядка исполнения выносится в виде определения (части 1 и 3).
Определение Верховного Суда РФ от 22.11.2021 N 305-ЭС21-17211 по делу N А40-308679/2018
При этом положения пункта 2 статьи 31.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возлагают на судью, орган, должностное лицо, вынесших постановление о назначении административного наказания, обязанность совершить соответствующие действия по прекращению исполнения этого постановления независимо от обращения лица, привлеченного к административной ответственности, с соответствующим заявлением, а положения статьи 31.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливают для совершения названных действий трехдневный срок со дня возникновения основания для разрешения соответствующего вопроса.
Определение Верховного Суда РФ от 26.01.2022 N 305-ЭС21-23142 по делу N А40-172467/2020
Статьей 31.8 КоАП РФ установлено, что вопросы о разъяснении способа и порядка исполнения, об отсрочке, о рассрочке, приостановлении или прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания, а также о взыскании административного штрафа, наложенного на несовершеннолетнего, с его родителей или иных законных представителей рассматриваются судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, в трехдневный срок со дня возникновения основания для разрешения соответствующего вопроса.
Определение Верховного Суда РФ от 17.05.2022 N 305-ЭС22-7068 по делу N А40-79680/2021
При этом общество не лишено возможности на основании части 2 статьи 1.7, части 2 статьи 31.7, статьи 31.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 33.2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения" обратиться в орган, вынесший постановление о привлечении к административной ответственности, с заявлением о прекращении исполнения оспариваемого постановления при наличии к этому соответствующих оснований.
Определение Верховного Суда РФ от 17.05.2022 N 305-ЭС22-6474 по делу N А40-166198/2021
При этом общество не лишено возможности на основании части 2 статьи 1.7, части 2 статьи 31.7, статьи 31.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 33.2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения" обратиться в орган, вынесший постановление о привлечении к административной ответственности, с заявлением о прекращении исполнения оспариваемого постановления при наличии к этому соответствующих оснований.
Определение Верховного Суда РФ от 17.05.2022 N 305-ЭС22-6067 по делу N А40-79288/2021
При этом общество не лишено возможности на основании части 2 статьи 1.7, части 2 статьи 31.7, статьи 31.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 33.2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения" обратиться в орган, вынесший постановление о привлечении к административной ответственности, с заявлением о прекращении исполнения оспариваемого постановления полностью или в части при наличии к этому соответствующих оснований.
Определение Верховного Суда РФ от 27.07.2022 N 305-ЭС22-12911 по делу N А40-166212/2021
При этом общество не лишено возможности на основании части 2 статьи 1.7, части 2 статьи 31.7, статьи 31.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 33.2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения" обратиться в орган, вынесший постановление о привлечении к административной ответственности с заявлением о снижении размера назначенного штрафа и прекращении исполнения оспариваемого постановления в части при наличии к этому соответствующих оснований.
Определение Верховного Суда РФ от 04.02.2021 N 307-ЭС20-22777 по делу N А56-9576/2020
Выводы суда округа не противоречат положениям статей 1.7, 31.7, 31.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также разъяснениям, содержащимся в пункте 33.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и пунктов 1 и 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения".