Статья 7.22. Нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений
Нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
- Статья 7.21. Нарушение правил пользования жилыми помещениями. Самовольные переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме
- Статья 7.23. Нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами
Комментарий к ст. 7.22 КоАП
1. Объектом правонарушения являются отношения в сфере права собственности на жилые помещения и установленный порядок их использования.
Организация содержания и ремонта жилищного фонда - государственного, муниципального и частного - осуществляется с соблюдением требований ЖК и ГК РФ. При этом следует учитывать, что технические правила и нормы жилых помещений, правила по их эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции, содержанию жилых помещений и обеспечению их сохранности содержатся в Постановлении Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда".
2. Объективная сторона правонарушения состоит в действиях, нарушающих правила содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений; порядок и правила признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые; порядок и правила переоборудования жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда и соответствием жилых помещений установленным требованиям до принятия соответствующего федерального закона осуществляется органами государственной жилищной инспекции. Свою деятельность данные органы осуществляют на основании Положения о государственной жилищной инспекции в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1994 г.
Органы государственной жилищной инспекции наделены правом выносить заключения о пригодности жилых помещений для проживания в них граждан.
На объектах жилищного фонда, которые подконтрольны органам государственной жилищной инспекции, они вправе проводить инспекционные обследования и проверки. В случае выявления нарушений в ходе проверок ими даются предписания собственникам, владельцам и пользователям жилых помещений об устранении таких нарушений. Согласно ст. 23.55 КоАП РФ органы государственной жилищной инспекции рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.21 - 7.23 КоАП РФ. К их числу относятся нарушения правил пользования жилыми помещениями, нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами.
Органы государственной жилищной инспекции также вправе давать представления об аннулировании или приостановлении действия лицензий на осуществление деятельности предприятий, учреждений и организаций. Такое право они имеют, если юридические и физические лица, осуществляя свою профессиональную деятельность, грубо нарушают жилищное законодательство, правила и нормативы, связанные с использованием, содержанием и ремонтом жилищного фонда.
Ответственность в рамках комментируемой статьи наступает при выявлении фактов нарушения требований разрешительного порядка переустройства, стандартов качества строительных и иных услуг, при установлении низкого качества работ и при наступлении отрицательных последствий переустройства, существенно ухудшающих условия использования жилого помещения.
3. Субъекты данного правонарушения - должностные лица и юридические лица, ответственные за содержание жилых домов и (или) жилых помещений.
4. Субъективная сторона рассмотренных правонарушений характеризуется виной в форме умысла и неосторожности.
Судебная практика по статье 7.22 КоАП
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Эксперт" (г. Ярославль, далее - общество) о признании незаконным и отмене постановления Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области (далее - департамент, административный орган) от 01.03.2017 N 61-11-02/17о привлечении к административной ответственности на основании статьи 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 45 000 рублей,
Определение Верховного Суда РФ от 21.02.2018 N 301-АД17-22970 по делу N А82-8349/2017
непубличное акционерное общество "Управдом Фрунзенского района" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту государственного жилищного надзора Ярославской области (далее - административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 24.03.2016 N ЖН 05-02-10/16 по делу об административном правонарушении, которым обществу было назначено наказание по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в сумме 41 000 рублей.
Определение Верховного Суда РФ от 21.02.2018 N 301-АД17-22974 по делу N А82-8352/2017
непубличное акционерное общество "Управдом Фрунзенского района" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту государственного жилищного надзора Ярославской области (далее - административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 24.03.2016 N ЖН 06-02-10/16 по делу об административном правонарушении, которым обществу было назначено наказание по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в сумме 41 000 рублей.
Определение Верховного Суда РФ от 22.02.2018 N 301-АД17-23124 по делу N А82-11882/2017
общество с ограниченной ответственностью "Эксперт" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту государственного жилищного надзора Ярославской области (далее - административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 06.02.2017 N 20-11-02/17 по делу об административном правонарушении, которым обществу было назначено наказание по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в сумме 50 000 рублей.
Постановление Верховного Суда РФ от 01.11.2018 N 31-АД18-12
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ., рассмотрев жалобу председателя товарищества собственников жилья "Спартак" Полевой Ольги Викторовны на постановление заместителя руководителя Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики, главного государственного жилищного инспектора Чувашской Республики от 13 июня 2017 г. N 03/170, решение судьи Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 5 сентября 2017 г., решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 7 ноября 2017 г. и постановление заместителя председателя Верховного Суда Чувашской Республики от 19 марта 2018 г., состоявшиеся в отношении товарищества собственников жилья "Спартак" (далее - ТСЖ "Спартак", товарищество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Определение Верховного Суда РФ от 10.01.2019 N 308-АД18-22403 по делу N А32-13181/2018
по заявлению товарищества собственников жилья "Единство 33" о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Краснодарского края от 22.03.2018 N 000105 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей,
Определение Верховного Суда РФ от 28.01.2019 N 305-АД18-24054 по делу N А40-6122/2018
по заявлению председателя Правления жилищно-строительного кооператива "Кварц" о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции города Москвы от 05.12.2017 N 08-2340/17 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Определение Верховного Суда РФ от 31.10.2019 N 305-ЭС19-18886 по делу N А40-315651/2018
Как следует из судебных актов, Соловьянов В.М. постановлением инспекции от 27.11.2017 N 3-6716/18 привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде штрафа в размере 4000 рублей.
Определение Верховного Суда РФ от 16.03.2018 N 303-АД17-18697 по делу N А51-2092/2017
Судья Верховного Суда Российской Федерации Першутов А.Г., изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ленинского района" на решение Арбитражного суда Приморского края от 09.06.2017 по делу N А51-2092/2017 и постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2017 по тому же делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ленинского района" к Государственной жилищной инспекции Приморского края о признании незаконным и отмене постановления от 20.01.2017 N 51-04-11/2 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Определение Верховного Суда РФ от 16.11.2018 N 306-АД18-18232 по делу N А12-10891/2018
товарищество собственников недвижимости "Улица Мира" (далее - товарищество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 27.02.2018 N 11-мк Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее - инспекция, административный орган) о привлечении товарищества к административной ответственности на основании статьи 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 21.11.2018 N 81-АПГ18-20
Как видно из исследованных судом правил благоустройства муниципальных образований, в них находится очень широкий спектр требований к внешнему виду (оформлению) фасадов зданий, строений и сооружений, их содержанию, все эти требования по своей сути являются абстрактной компиляцией сводов федеральных правил и стандартов, применяемых при осуществлении деятельности по благоустройству, нарушение ряда которых может квалифицироваться, например, по статьям 7.13, 7.14.2 КоАП РФ (нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия); статье 7.17 КоАП РФ (уничтожение или повреждение чужого имущества), статье 7.22 КоАП РФ, (нарушение правил содержания жилых домов и жилых помещений); статье 7.23.3 КоАП РФ (нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами); статье 14.3 КоАП РФ (нарушение законодательства о рекламе); статье 7.24 КоАП РФ (использование объекта нежилого фонда, находящегося в федеральной собственности, с нарушением установленных норм и правил эксплуатации); статье 20.4 (размещение транспарантов и баннеров с нарушением правил пожарной безопасности).