1. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
2. Невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
3. Неисполнение обязанности по проведению контроля за состоянием объекта размещения отходов производства и потребления и его воздействием на окружающую среду или проведению работ по восстановлению (рекультивации или консервации) нарушенных земель после окончания эксплуатации объекта размещения отходов производства и потребления -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
4. Применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от полутора тысяч до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
- Статья 8.6. Порча земель
- Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению
1. Объектом правонарушения являются общественные отношения по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или по их рекультивации после завершения разработки месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, в т.ч. осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей. Состав правонарушения формальный, т.о. объективную сторону образуют действия или бездействие, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей; субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла или неосторожности. Субъектом правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.
2. Согласно Основным положениям о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утв. Приказом Минприроды РФ от 22 декабря 1995 г. N 525 и Приказом Роскомзема от 22 декабря 1995 г. N 67, рекультивация земель представляет собой комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народно-хозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды (п. 2 прил. N 6). Рекультивации подлежат земли, нарушенные при разработке месторождений полезных ископаемых открытым или подземным способом, а также добыче торфа; прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геологоразведочных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова; ликвидации промышленных, военных, гражданских и иных объектов и сооружений; складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов; строительстве, эксплуатации и консервации подземных объектов и коммуникаций (шахтные выработки, хранилища, метрополитен, канализационные сооружения и др.); ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы; проведении войсковых учений за пределами специально отведенных для этих целей полигонов (п. 5).
3. В соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ запрещается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, не оснащенных техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, обеспечивающими выполнение установленных требований в области охраны окружающей среды. Запрещается также ввод в эксплуатацию объектов, не оснащенных средствами контроля за загрязнением окружающей среды, без завершения предусмотренных проектами работ по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством РФ. Строительство и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки допускаются при наличии проектов восстановления загрязненных земель в зонах временного и (или) постоянного отвода земель, положительных заключений государственной экологической экспертизы и иных установленных законодательством государственных экспертиз, финансовых гарантий реализации таких проектов (ч. 2 ст. 38, ч. 3 ст. 46).
4. Использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи, в том числе линейно-кабельных сооружений, нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий. Организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности земельные участки для разработки полезных ископаемых предоставляются после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель, восстановления ранее отработанных земель. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья предоставляются в соответствии со ст. 79 ЗК РФ после отработки других сельскохозяйственных угодий, расположенных в границах горного отвода (ч. 2 ст. 78, ч. 4 ст. 88 ЗК РФ). Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, согласно Федеральному закону "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ <36>, допускается в исключительных случаях, связанных, например, со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений, при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов или добычи полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель. Перевод земель промышленности и иного специального назначения или земельных участков в составе таких земель, которые нарушены, загрязнены или застроены зданиями, строениями, сооружениями, подлежащими сносу, в том числе подземными, в другую категорию допускается при наличии утвержденного проекта рекультивации земель (абз. 6, абз. 8 ч. 1 ст. 7, ч. 2 ст. 9).
--------------------------------
<36> СЗ РФ. 2004. N 52 (часть 1). Ст. 5276; см. с изм. и доп.
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Юрикова Ю.Н. на постановление от 27.08.2015 N 119/15-ЗН, вынесенное начальником отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Липецкой области, решение судьи Добринского районного суда Липецкой области от 16.09.2016 N 12-19/2016, решение судьи Липецкого областного суда от 26.10.2016 N 21-180/2016 и постановление исполняющего обязанности председателя Липецкого областного суда от 28.12.2016 N А-421/2016, состоявшиеся в отношении индивидуального предпринимателя Юрикова Ю.Н. (далее - Юриков Ю.Н.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Постановление Верховного Суда РФ от 05.05.2017 N 41-АД17-16
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу главы администрации Кировского сельского поселения Кагальницкого района Ростовской области Мышакина С.В. на постановление от 02.10.2015 N 08/1-44-698/2015, вынесенное заместителем начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия, решение судьи Зерноградского районного суда Ростовской области от 27.11.2015 N 12-187/2015, решение судьи Ростовского областного суда от 01.02.2016 N 11-221/16 и постановление председателя Ростовского областного суда от 30.06.2016 N 4-а-573, состоявшиеся в отношении администрации Кировского сельского поселения Кагальницкого района Ростовской области (далее - администрация) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Постановление Верховного Суда РФ от 05.07.2017 N 46-АД17-10
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу защитника Инжеватова Е.В., действующего на основании доверенности в интересах АО "Транснефть-Приволга", на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора) по Самарской области от 18 ноября 2015 г. N 07/11-130/2015, решение судьи Октябрьского районного суда г. Самары от 12 апреля 2016 г., решение судьи Самарского областного суда от 16 июня 2016 г. и постановление и.о. председателя Самарского областного суда от 26 сентября 2016 г., вынесенные в отношении АО "Транснефть-Приволга" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Определение Верховного Суда РФ от 28.08.2017 N 301-КГ17-10784 по делу N А79-4658/2016
Суды установили, что спорные земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, в течение более чем 3-х лет подряд не используются обществом по назначению. Данный факт суды признали подтвержденным протоколами осмотра земельных участков; вступившими в законную силу постановлениями по делам об административных правонарушениях и судебными актами Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 02.04.2015 и 30.11.2015 по делам N А79-8949/2014 и А79-9312/2015. В частности суды приняли во внимание постановление Россельхознадзора от 19.08.2013 N 05/125 о привлечении общества к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное в части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принятое по результатам проведенной Россельхознадзором внеплановой проверки в 2013 году; постановление Россельхознадзора от 11.03.2015 N 05/03 о привлечении общества к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное в части 1.1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в сумме 700 000 рублей, который решением Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 05.06.2015 по делу N 12-10/2015 снижен до 662 509 рублей. Кроме того суды учли выданные обществу предписания: от 19.08.2013 N 05/168, от 18.12.2014 по устранению допущенных нарушений. В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации опровергающих тому доказательств обществом не представлено.
Постановление Верховного Суда РФ от 17.08.2017 N 18-АД17-32
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу законного представителя закрытого акционерного общества "Шапсугский чай" - директора Иванокова Н.С. на вступившие в законную силу постановление от 29.03.2016 N 26 Ф-21/2016-28, вынесенное начальником Сочинского межрайонного отдела ветеринарного и фитосанитарного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, решение судьи Краснодарского краевого суда от 08.09.2016 N 12-3603/2016 и постановление заместителя председателя Краснодарского краевого суда от 07.02.2017 N 4а-197/17, вынесенные в отношении закрытого акционерного общества "Шапсугский чай" (далее - общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Постановление Верховного Суда РФ от 09.11.2017 N 18-АД17-51
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Иванокова Нальбия Сафербиевича на вступившие в законную силу постановление от 29.03.2016 N 26Ф-21/2016-27, вынесенное начальником Сочинского межрайонного отдела ветеринарного и фитосанитарного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, решение судьи Краснодарского краевого суда от 08.09.2016 N 12-3604/2016 и постановление заместителя председателя Краснодарского краевого суда от 15.02.2017 N 4а-198/16, вынесенные в отношении директора закрытого акционерного общества "Шапсугский чай" Иванокова Нальбия Сафербиевича (далее - Иваноков Н.С.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Постановление Верховного Суда РФ от 28.12.2017 N 77-АД17-11
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью "Карамышевское" - директора Кириченко Ю.Н. на вступившее в законную силу постановление исполняющего обязанности председателя Липецкого областного суда от 30.05.2017 N А-108/2017, состоявшееся по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Карамышевское" (далее - общество)
Определение Верховного Суда РФ от 15.01.2018 N 310-АД17-20268 по делу N А35-11226/2016
акционерное общество "Курскгидромеханизация" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 21.10.2016 N 199 Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям (далее - управление, административный орган) о привлечении общества к административной ответственности на основании части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 400 000 рублей.
Определение Верховного Суда РФ от 21.02.2018 N 310-АД17-23016 по делу N А23-4656/2015
общество с ограниченной ответственностью "Ресторан "Вечерний" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 08.06.2015 N 221-Р/15 Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Калужской области (далее - управление, административный орган) о привлечении общества к административной ответственности на основании части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 400 000 рублей.
Определение Конституционного Суда РФ от 27.02.2018 N 559-О
Постановлением уполномоченного должностного лица от 18 ноября 2016 года администрация названного муниципального образования привлечена к административной ответственности в виде административного штрафа за административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 8.7 КоАП Российской Федерации (невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель). Вступившим в законную силу решением суда общей юрисдикции от 16 января 2017 года данное постановление оставлено без изменения.
Постановление Верховного Суда РФ от 10.05.2018 N 18-АД18-25
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Дубовика Сергея Владимировича на вступившие в законную силу постановление начальника Темрюкского межрайонного отдела ветеринарного и фитосанитарного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 31 мая 2016 г. N 27(Ф)-21/2016-158, решение судьи Темрюкского районного суда Краснодарского края от 5 июля 2016 г., решение судьи Краснодарского краевого суда от 10 ноября 2016 г. и постановление заместителя председателя Краснодарского краевого суда от 27 июля 2017 г., вынесенные в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью Агрофирма "Юбилейная" (далее - ООО АФ "Юбилейная", общество) Дубовика Сергея Владимировича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,