ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 13 марта 2004 г. N 162
О ВНЕСЕНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОРГАНАМИ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ
1. Утвердить Порядок внесения представлений органами федеральной службы безопасности (прилагается).
2. Считать утратившим силу Приказ ФСБ России от 20 мая 1997 г. N 197 (не нуждается в государственной регистрации, письмо Минюста России от 19 июня 1997 г. N 07-02-883-97).
Директор
Н.ПАТРУШЕВ
Приложение
к Приказу ФСБ России
от 13 марта 2004 г. N 162
ПОРЯДОК
ВНЕСЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОРГАНАМИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ
СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок регулирует вопросы внесения органами федеральной службы безопасности < * > представлений об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации, и представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений < ** > .
< * > Далее - органы безопасности, если не оговорено иное.
< ** > Далее - представления, если не оговорено иное.
2. Правовой основой для внесения представлений об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации, являются пункт "л" части первой статьи 13 и статья 13.1 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" < * > , а для внесения представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, - статья 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях < ** > .
< * > Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 15, ст. 1269; 2010, N 42, ст. 5297.
< ** > Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2021, N 27, ст. 5114. Далее - КоАП России.
3. Настоящий Порядок не регулирует вопросы внесения представлений о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, или других нарушений закона. В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством указанные представления могут вноситься только дознавателями, руководителями следственных органов или следователями по окончании предварительного расследования. Правовой основой для их внесения является часть вторая статьи 158 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации < 1 > .
< 1 > Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921; 2008, N 49, ст. 5724.
4. Представления вносятся в соответствующие государственные органы, администрации предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, в общественные объединения, а также соответствующим должностным лицам.
Внесенные представления являются обязательными для рассмотрения и принятия мер по результатам их рассмотрения.
Представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, рассматриваются в срок, указанный в части второй статьи 29.13 КоАП России (в течение месяца со дня получения).
5. При определении угроз безопасности необходимо руководствоваться положениями Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности" < 2 > , Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 < 3 > , и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, документами стратегического планирования и доктринами, определяющими угрозы безопасности Российской Федерации, утвержденными Президентом Российской Федерации.
< 2 > Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 1, ст. 2; 2020, N 46, ст. 7209.
< 3 > Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 27, ст. 5351.
6. Поводами для внесения представлений являются выявленные органами безопасности в процессе оперативно-служебной деятельности причины и условия, способствующие реализации угроз безопасности Российской Федерации, или установленные органами безопасности причины и условия, способствовавшие совершению административного правонарушения.
7. Основаниями для внесения представлений являются достаточные данные, указывающие на наличие причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации, либо на наличие причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
II. Подготовка и внесение представлений
8. Представления готовятся в трех экземплярах.
Первый экземпляр направляется в государственный орган, администрацию предприятия, учреждения, организации, в общественное объединение или должностным лицам, в адрес которых вносится представление.
Второй экземпляр представления вместе с копией полученного ответа на него направляется в соответствующее головное подразделение ФСБ России по закрепленным за ним основным сферам деятельности (органами безопасности в войсках - в 3 Департамент ФСБ России, пограничными органами - в ПС ФСБ России) не позднее 5 дней после получения ответа.
Третий экземпляр с полученным ответом подшивается в дело подразделения, подготовившего представление.
В случаях, определенных решениями головных подразделений ФСБ России по закрепленным за ними основным сферам деятельности, указанные в абзаце третьем настоящего пункта материалы в их адрес не направляются.
9. Представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации, могут вноситься руководством ФСБ России, руководителями, начальниками подразделений ФСБ России, территориальных органов безопасности, органов безопасности в войсках и пограничных органов, выявивших указанные причины и условия. При этом, если адресат представления находится в пределах границ деятельности (участка ответственности) другого органа безопасности, то данный орган безопасности заблаговременно < 1 > уведомляется о планируемом внесении представления.
< 1 > Конкретный срок, в течение которого осуществляется уведомление, определяется руководителем, начальником органа безопасности.
При подготовке указанных представлений и их подписании необходимо соблюдать правило, что должностное положение лиц, подписывающих такие представления, по статусу должно соответствовать или быть выше должностного положения лиц, которым адресуются данные представления.
Это правило также должно соблюдаться в отношении подразделений и органов безопасности, вносящих представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации, и их адресатов.
10. Представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, могут вноситься соответствующими должностными лицами органов безопасности, наделенными правом рассмотрения дел об административных правонарушениях согласно полномочиям, предоставленным им статьями 23.10, 23.13, 23.45, 23.46, 23.52, 23.56 и 23.91 КоАП России < 1 > .
< 1 > Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2021, N 22, ст. 3676.
11. Проекты подготовленных представлений перед подписанием в обязательном порядке должны пройти согласование в юридическом подразделении, а при необходимости - также в следственном подразделении.
12. Представления вносятся с учетом компетенции государственного органа, администрации предприятия, учреждения, организации, общественного объединения или должностного лица, в адрес которых они готовятся.
Реализация предлагаемых мер по устранению выявленных причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации, или причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, должна входить в компетенцию адресата представления.
13. Представления могут иметь соответствующий гриф секретности или ограничительную пометку и с учетом этого должны оформляться и направляться адресатам.
III. Заключительные положения
14. Для приобщения копий внесенных представлений и полученных ответов на них в органах безопасности заводятся специальные дела.
15. Работа по внесению представлений является одним из необходимых элементов оперативно-служебной деятельности органов безопасности.