ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 мая 2023 г. N 20-АД23-3-К5
Судья Верховного Суда Российской Федерации Кузьмичев С.И., рассмотрев жалобу директора ООО "Бакай" Тагирова А.К. на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан от 31 марта 2021 года N 21-129, решение судьи Хивского районного суда Республики Дагестан от 10 июня 2021 года и постановление судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 4 мая 2022 года, вынесенные в отношении ООО "Бакай" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением заместителя руководителя территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан от 31 марта 2021 года N 21-129, оставленным без изменения решением судьи Хивского районного суда Республики Дагестан от 10 июня 2021 года и постановлением судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 4 мая 2022 года, ООО "Бакай" (далее также - Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, законный представитель Общества Тагиров А.К. выражает несогласие с вынесенными по настоящему делу об административном правонарушении актами и ставит вопрос об их отмене, указывая на необоснованное привлечение Общества к административной ответственности.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы свидетельствует об отсутствии правовых оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных - влечет назначение административного наказания в виде административного штрафа, в частности на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона от 29 ноября 2007 года N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - Закон N 282-ФЗ) федеральное статистическое наблюдение проводится в отношении респондентов, которыми являются созданные на территории Российской Федерации, в том числе юридические лица.
Пунктом 1 статьи 8 Закона N 282-ФЗ установлено, что респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Первичные статистические данные - документированная информация по формам федерального статистического наблюдения, получаемая от респондентов, или информация, документируемая непосредственно в ходе федерального статистического наблюдения (пункт 7 статьи 2 Закона N 282-ФЗ).
Пунктом 3 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 года N 620, установлено, что первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами - созданными на территории Российской Федерации в числе прочих юридическими лицами.
Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются Федеральной службой государственной статистики по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.
В соответствии с пунктом 4 данного Положения N 620 (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.
Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются Федеральной службой государственной статистики по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.
Субъекты официального статистического учета бесплатно информируют (в том числе в письменной форме) респондентов о проведении в отношении их федерального статистического наблюдения по конкретным формам федерального статистического наблюдения, обязательным для предоставления.
Приказом Росстата от 29 декабря 2012 года N 676 "Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за рекультивацией земель, снятием и использованием плодородного слоя почвы" утверждена годовая форма федерального статистического наблюдения 2-ТП (рекультивация) "Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы", предоставлять которую респонденты должны в территориальный орган Росприроднадзора по месту своего нахождения не позднее 1 февраля, после отчетного периода.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, ООО "Бакай" на основании лицензии от 11 апреля 2019 года серии МАХ N 00718 МП, выданной Департаментом по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу, осуществляет геологическое изучение недр, включающее поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (л.д. 23, 150).
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 7 мая 2021 года одним из видов экономической деятельности Общества является добыча декоративного и строительного камня, известняка, гипса, мела и сланцев (л.д. 49 - 58).
Северо-Кавказским межрегиональным управлением Росприроднадзора респонденты, в числе которых ООО "Бакай", уведомлены о необходимости предоставления статистических отчетов по форме 2-ТП (рекультивация) в срок не позднее 1 февраля, следующего за истекшим годом (л.д. 86 - 87).
Между тем, в срок не позднее 1 февраля 2021 года Общество в нарушение требований статьи 8 Закона N 282-ФЗ не представило в территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан первичные статистические данные по форме федерального статистического наблюдения N 2-ТП (рекультивация) "Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы" за 2020 год.
Установленные должностным лицом административного органа и судами обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 указанного Кодекса, в том числе, виновность лица, совершившего противоправное деяние.
Действия ООО "Бакай", не принявшего, несмотря на имевшуюся возможность, все зависящие от него меры для соблюдения требований законодательства в области государственной статистики в Российской Федерации, квалифицированы по части 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного Кодекса и законодательства в означенной сфере.
Доводы настоящей жалобы об отсутствии у Общества обязанности по представлению статистической формы N 2-ТП (рекультивация) ввиду неосуществления в 2020 году деятельности в связи с введенными из-за коронавирусной инфекции (2019-nCoV) ограничительными мероприятиями и "нулевыми" показателями основаны на субъективном ошибочном толковании норм закона и являются безосновательными.
Законодателем прямо установлена обязанность респондентов по предоставлению первичных статистических данных субъектам официального статистического учета по установленной форме, в том числе путем заполнения титульного раздела формы в случае отсутствия наблюдаемых явлений.
Ссылка Общества на его привлечение к административной ответственности по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за совершение того же административного правонарушения безосновательная, поскольку по данной статье Общество привлечено к административной ответственности постановлением должностного лица территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан от 9 апреля 2021 года, то есть после вынесения постановления по рассматриваемом делу об административном правонарушении.
Порядок и срок давности привлечения Общества к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей назначено Обществу минимальное, предусмотренное санкцией части 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Право Общества на защиту при производстве по делу не нарушено и реализовано по усмотрению его законного представителя.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены судами в установленном главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях порядке.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Таким образом, обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление заместителя руководителя территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан от 31 марта 2021 года N 21-129, решение судьи Хивского районного суда Республики Дагестан от 10 июня 2021 года и постановление судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 4 мая 2022 года, вынесенные в отношении ООО "Бакай" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 13.19 Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу законного представителя Общества Тагирова А.К. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
С.И.КУЗЬМИЧЕВ