ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 декабря 2020 г. N 48-АД20-7
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу защитника Решетовой Т.М., действующей в интересах Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области, на вступившие в законную силу постановление от 04.09.2018 N 83, вынесенное руководителем Челябинского областного бюджетного учреждения "Шершневское лесничество", решение судьи Центрального районного суда города Челябинска от 12.02.2019 N 12-66/2019, решение судьи Челябинского областного суда от 28.03.2019 N 7-361/2019 и постановление заместителя председателя Челябинского областного суда от 02.08.2019 N 4а-652/19, состоявшиеся по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области (далее - министерство)
установил:
постановлением от 04.09.2018 N 83, вынесенным руководителем Челябинского областного бюджетного учреждения "Шершневское лесничество", оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда города Челябинска от 12.02.2019 N 12-66/2019, решением судьи Челябинского областного суда от 28.03.2019 N 7-361/2019 и постановлением заместителя председателя Челябинского областного суда от 02.08.2019 N 4а-652/19, министерство признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации жалобе защитник Решетова Т.М. просит отменить указанные выше акты, состоявшиеся в отношении министерства по данному делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов, содержащихся в жалобе, позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения министерства к административной ответственности) нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Пунктом 9(1) Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417, определено, что в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.
Из материалов дела усматривается, что постановлением руководителя Челябинского областного бюджетного учреждения "Шершневское лесничество" от 04.09.2018 министерство привлечено к административной ответственности на основании приведенной нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за то, что названным лицом, являющимся землепользователем земель с кадастровым номером 74:19:0000000:974 (автомобильной дороги), не были приняты меры по очистке прилегающей к лесу территории от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса, не были приняты меры по отделению леса противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером, что привело к переходу и распространению природного пожара на земли лесного фонда, закрепленные за Шершневским лесничеством. Обстоятельства зафиксированы 19.05.2018.
Судебные инстанции с этим постановлением согласились.
Вместе с тем вывод судов о законности вынесенного в отношении министерства постановления является преждевременным.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Из статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют, в числе прочего, вопрос о том, относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела.
В силу части 1 статьи 23.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органы, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в числе иных, статьями 8.29 - 8.32 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством) названного Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации под федеральным государственным лесным надзором (лесной охраной) понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее по тексту цитируемых норм - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, этим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (далее по тексту цитируемых норм - требования лесного законодательства), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований лесного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Частью 2.1 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) может осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 этого Кодекса, или государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 2 статьи 83 названного Кодекса.
Федеральный государственный пожарный надзор в лесах осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного пожарного надзора в лесах согласно их компетенции в соответствии с данным Кодексом и законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности при осуществлении ими федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 97 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 упомянутой статьи федеральный государственный пожарный надзор в лесах может осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 данного Кодекса, или государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела вопрос о компетенции Челябинского областного бюджетного учреждения "Шершневское лесничество", руководителем которого вынесено обжалуемое постановление о назначении министерству административного наказания, с учетом приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Лесного кодекса Российской Федерации и иного подлежащего применению правового регулирования надлежащего изучения и оценки не получил.
При таких обстоятельствах принятые по делу судебные акты законными и обоснованными признать нельзя.
Такое разрешение дела нельзя признать отвечающим установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В связи с изложенным решение судьи Центрального районного суда города Челябинска от 12.02.2019 N 12-66/2019, решение судьи Челябинского областного суда от 28.03.2019 N 7-361/2019 и постановление заместителя председателя Челябинского областного суда от 02.08.2019 N 4а-652/19, состоявшиеся по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении министерства подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение судье Центрального районного суда города Челябинска. Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
решение судьи Центрального районного суда города Челябинска от 12.02.2019 N 12-66/2019, решение судьи Челябинского областного суда от 28.03.2019 N 7-361/2019 и постановление заместителя председателя Челябинского областного суда от 02.08.2019 N 4а-652/19, состоявшиеся по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области отменить.
Направить данное дело об административном правонарушении в отношении Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области на новое рассмотрение в Центральный районный суд города Челябинска.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
С.Б.НИКИФОРОВ