1. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до четырехсот тысяч рублей.
2. Выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов с нарушением требований правил пожарной безопасности на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
2.1. Действия, предусмотренные частями 1, 2 настоящей статьи, совершенные в лесопарковом зеленом поясе, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
3. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от шестидесяти тысяч до девяноста тысяч рублей; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
4. Нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, если эти действия (бездействие) не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от ста тысяч до ста десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от одного миллиона до двух миллионов рублей.
Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
- Статья 8.31. Нарушение правил санитарной безопасности в лесах
- Статья 8.32.1. Ненаправление, несвоевременное направление, направление недостоверной информации в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений
Комментарий к ст. 8.32 КоАП
1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с обеспечением пожарной безопасности в лесах. Состав правонарушения формальный, т.о. объективную сторону образуют действия или бездействие, т.е. несоблюдение или ненадлежащее соблюдение правил; субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла или неосторожности. Субъектом правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.
2. Охрана лесов от пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ <90> и ЛК РФ. В целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов; создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарные техника и оборудование, пожарное снаряжение и другие), содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности; мониторинг пожарной опасности в лесах; разработка планов тушения лесных пожаров; тушение лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах (ст. 52, ч. 1 ст. 53 ЛК РФ). Пожарная безопасность, согласно Федеральному закону "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ, представляет собой состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Под пожаром понимается неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства. Требования пожарной безопасности представляют собой специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности (ч. 1 - ч. 4 ст. 1).
--------------------------------
<90> СЗ РФ. 1994. N 35. Ст. 3649; см. с изм. и доп.
3. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в лесах, согласно Правилам пожарной безопасности в лесах РФ, утв. Постановлением Совмина - Правительства РФ от 9 сентября 1993 г. N 886 <91>, несут должностные лица, осуществляющие руководство работами на отдельных участках лесного фонда или объектах, либо лица, ответственные за проведение культурно-массовых и других мероприятий в лесу, а также юридические лица и граждане, обладающие правом на осуществление пользования лесным фондом (п. 2). В пожароопасный сезон, то есть в период с момента схода снегового покрова в лесу до наступления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снегового покрова, запрещается разводить костры в хвойных молодняках, старых горельниках, на участках поврежденного леса (ветровал, бурелом), торфяниках, лесосеках с оставленными порубочными остатками и заготовленной древесиной, в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев. В остальных местах разведение костров допускается на площадках, окаймленных минерализованной, т.е. очищенной до минерального слоя почвы, полосой шириной не менее 0,5 м. По истечении надобности костер должен быть тщательно засыпан землей или залит водой до полного прекращения тления; запрещается бросать горящие спички, окурки и горячую золу из курительных трубок; употреблять при охоте пыжи из легковоспламеняющихся или тлеющих материалов; оставлять промасленный или пропитанный бензином, керосином или иными горючими веществами обтирочный материал в не предусмотренных специально для этого местах; заправлять горючим топливные баки двигателей внутреннего сгорания при работе двигателя, использовать машины с неисправной системой питания двигателя, а также курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим. Предприятиям, организациям, учреждениям, другим юридическим лицам и гражданам запрещается выжигание травы на лесных полянах, прогалинах, лугах и стерни на полях (в том числе проведение сельскохозяйственных палов) на землях лесного фонда и на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, а также защитным и озеленительным лесонасаждениям. Сжигание мусора, вывозимого из населенных пунктов, может производиться вблизи леса только на специально отведенных местах при условии, что места для сжигания мусора, т.е. котлованы или площадки, будут отводиться на расстоянии не менее 100 м от стен хвойного леса или отдельно растущих хвойных деревьев и молодняка и не менее 50 м от стен лиственного леса или отдельно растущих лиственных деревьев; территория вокруг мест для сжигания мусора будет очищена в радиусе 25 - 30 м от сухостойных деревьев, валежника, порубочных остатков и других легковоспламеняющихся материалов, окаймлена двумя минерализованными полосами шириной не менее 1,4 м каждая, а вблизи хвойного леса на сухих почвах - двумя минерализованными полосами шириной не менее 2,6 м каждая с расстоянием между ними 5 м (п. 5, абз. 1 п. 6, абз. 2 п. 8). Перечень противопожарных мероприятий, выполняемых лесопользователями, и Требования к плану противопожарных мероприятий, выполняемых лесопользователями, утверждены Приказом МПР РФ от 13 июля 2005 г. N 193 <92>.
--------------------------------
<91> САПП РФ. 1993. N 39. Ст. 3612; см. с изм. и доп.
<92> БНА. 2005. N 40.
Судебная практика по статье 8.32 КоАП
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу Шалина А.О. на постановление начальника отдела федерального государственного надзора, охраны и защиты лесов департамента лесного хозяйства Ярославской области - старшего государственного лесного инспектора Ярославской области от 13 ноября 2015 г. N 417-15/4, решение судьи Гаврилов-Ямского районного суда Ярославской области от 3 февраля 2016 г., решение судьи Ярославского областного суда от 11 марта 2016 г. и постановление председателя Ярославского областного суда от 15 августа 2016 г., вынесенные в отношении генерального директора ООО "ОАЗИС" Шалина А.О. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Постановление Верховного Суда РФ от 23.01.2017 N 8-АД16-12
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу генерального директора ООО "ОАЗИС" Шалина А.О. на постановление начальника отдела федерального государственного надзора, охраны и защиты лесов департамента лесного хозяйства Ярославской области - старшего государственного лесного инспектора Ярославской области от 13 ноября 2015 г. N 418-15/4, решение судьи Гаврилов-Ямского районного суда Ярославской области от 3 февраля 2016 г., решение судьи Ярославского областного суда от 14 марта 2016 г. и постановление председателя Ярославского областного суда от 15 августа 2016 г., вынесенные в отношении ООО "ОАЗИС" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Постановление Верховного Суда РФ от 17.08.2018 N 49-АД18-15
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу защитника Копылова М.О., действующего в интересах общества с ограниченной ответственностью "Агидель-Экстрим", на постановление от 25.07.2017 N МГ 04/25-17, вынесенное заместителем старшего государственного лесного инспектора Республики Башкортостан, решение судьи Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 25.09.2017 N 12-251/2017, решение судьи Верховного суда Республики Башкортостан от 18.10.2017 и постановление заместителя председателя Верховного суда Республики Башкортостан от 14.02.2018 N 44а-10/2018, состоявшиеся в отношении общества с ограниченной ответственностью "Агидель-Экстрим" (далее - общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Определение Верховного Суда РФ от 13.11.2018 N 310-АД18-17909 по делу N А23-103/2018
Судья Верховного Суда Российской Федерации Першутов А.Г., изучив кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Леспромхоз" на определение Арбитражного суда Калужской области от 11.04.2018 по делу N А23-103/2018, постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2018 и постановление Арбитражного суда Центрального округа от 20.07.2018 по тому же делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Леспромхоз" к Министерству природных ресурсов и экологии Калужской области о признании незаконными и отмене постановления от 12.12.2017 N 501 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и представления от 12.12.2017 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения,
Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 21.12.2018 N 4-КГ18-79
18 июля 2017 года ООО "Преферент" было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение правил пожарной безопасности в лесах).
Вступившим в законную силу решением Шаховского районного суда Московской области от 17 октября 2017 года постановление о привлечении общества к административной ответственности признано законным со ссылкой на пункт 1 приказа Комитета лесного хозяйства Московской области от 10 апреля 2017 года N 27П-413.
Решение Верховного Суда РФ от 30.01.2019 N 45-ААД18-4
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесная охрана), федерального государственного пожарного надзора в лесах по Западному и Южному управленческим округам Департамента лесного хозяйства Свердловской области Левоненко Олега Леонидовича на решение судьи Сысертского районного суда Свердловской области от 27 сентября 2018 г. и определение судьи Свердловского областного суда от 30 октября 2018 г. о прекращении производства по жалобе, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы" (далее - ПАО "ФСК ЕЭС", общество),
Решение Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 47-ААД19-2
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу президента общества с ограниченной ответственностью "Нефтяная компания "Новый поток" Белова Александра Юрьевича на определение судьи Оренбургского областного суда от 4 марта 2019 г. об оставлении жалобы без рассмотрения, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Нефтяная компания "Новый поток" (далее - ООО "Нефтяная компания "Новый поток", общество),
Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2019 N 4-АПА19-10
В подтверждение нарушенных прав административный истец указывал, что имеет в собственности земельные участки, граничащие с лесом, был привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение правил пожарной безопасности в лесах) в 2018 году.
Постановление Верховного Суда РФ от 21.08.2019 N 8-АД19-5
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу начальника отдела федерального государственного лесного надзора департамента лесного хозяйства Ярославской области - старшего государственного лесного инспектора Ярославской области Машнина Анатолия Александровича (далее - Машнин А.А.) на вступившие в законную силу решение судьи Некоузского районного суда Ярославской области от 11.02.2019 N 12-2/2019, решение судьи Ярославского областного суда от 09.04.2019 N 30-2-216/2019 и определение заместителя председателя Ярославского областного суда от 06.06.2019, состоявшиеся в отношении общества с ограниченной ответственностью "Березка" (далее - общество) по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 8.25 и частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Постановление Верховного Суда РФ от 09.09.2019 N 8-АД19-6
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу начальника отдела федерального государственного лесного надзора департамента лесного хозяйства Ярославской области - старшего государственного лесного инспектора Ярославской области Машнина Анатолия Александровича на вступившие в законную силу решение судьи Некоузского районного суда Ярославской области от 11.02.2019 N 12-1/2019, решение судьи Ярославского областного суда от 09.04.2019 N 30-2-215/2019 и определение заместителя председателя Ярославского областного суда от 06.06.2019, состоявшиеся в отношении директора общества с ограниченной ответственностью "Березка" (далее - общество) Речуна Андрея Владимировича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 23.09.2019 N 4-АПА19-20
В подтверждение нарушенных прав административный истец указывал, что имеет в собственности земельные участки, граничащие с лесом, при проведении контрольных мероприятий был привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение правил пожарной безопасности в лесах) в 2017 году. Также указывает, что данный нормативный правовой акт принят не уполномоченным на то органом, в ненадлежащей форме и не опубликован в установленном порядке.