ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 сентября 2023 г. N 5-АД23-57-К2
Судья Верховного Суда Российской Федерации Кузьмичев С.И., рассмотрев жалобу адвоката Смирнова М.В., действующего на основании ордера в защиту Курманбек кызы Зиякуль, на вступившие в законную силу постановление судьи Таганского районного суда города Москвы от 03 августа 2022 года и постановление судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 21 апреля 2023 года, вынесенные в отношении гражданки Республики Кыргызстан Курманбек кызы Зиякуль по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Таганского районного суда города Москвы от 03 августа 2022 года, оставленным без изменения постановлением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 21 апреля 2023 года, гражданка Республики Кыргызстан Курманбек кызы Зиякуль признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в принудительной форме с содержанием до исполнения наказания в виде административного выдворения в Центре временного содержания иностранных граждан Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по городу Москве.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник Смирнов М.В. выражает несогласие с состоявшимися по делу судебными актами, ставит вопрос об их изменении и исключении назначенного Курманбек кызы Зиякуль административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, указывая на наличие у Курманбек кызы Зиякуль стойких семейных связей на территории Российской Федерации.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы свидетельствует об отсутствии правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
За аналогичные нарушения, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, установлена административная ответственность частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно статье 2 Федерального закона Российской Федерации от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 указанного Федерального закона срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Положения пункта 2 статьи 5 данного Закона обязывают временно пребывающего в Российскую Федерацию иностранного гражданина выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного данным Законом или международным договором Российской Федерации.
В соответствии со статьей 25.10 Федерального закона Российской Федерации от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, 03 августа 2022 года в городе Москве уполномоченными должностными лицами правоохранительных органов выявлена гражданка Республики Кыргызстан Курманбек кызы Зиякуль, которая прибыла на территорию Российской Федерации 21 марта 2021 года в порядке, не требующем получения визы, однако в нарушение требования статьи 5 Федерального закона Российской Федерации от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" по истечении установленного срока пребывания - 20 марта 2022 года, с территории Российской Федерации не выехала и до момента обнаружения находилась на территории Российской Федерации без документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Указанные обстоятельства Курманбек кызы Зиякуль по существу не отрицались и подтверждаются собранными по делу доказательствами, получившими оценку на предмет их относимости, допустимости и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 указанного Кодекса.
Действия Курманбек кызы Зиякуль, не содержащие признаков уголовно наказуемого деяния, квалифицированы по части 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного Кодекса и миграционного законодательства Российской Федерации.
Порядок и срок давности привлечения Курманбек кызы Зиякуль к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено Курманбек кызы Зиякуль в соответствии и в пределах санкции части 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выводы судов о действительной необходимости назначения Курманбек кызы Зиякуль административного наказания в виде административного принудительного выдворения за пределы территории Российской Федерации, мотивированы, основаны на данных, подтверждающих необходимость применения к ней указанной меры ответственности, соответствуют требованиям статей 3.1, 3.10, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
То обстоятельство, что на территории Российской Федерации проживает мать Курманбек кызы Зиякуль - Т. получившая гражданство Российской Федерации, имеющая заболевания опорно-двигательного аппарата, само по себе не является основанием для исключения назначенного Курманбек кызы Зиякуль административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации и не освобождает иностранного гражданина от соблюдения требований миграционного законодательства Российской Федерации.
Объективных данных, свидетельствующих о том, что мать Курманбек кызы Зиякуль в связи с заболеваниями нуждается в опеке и попечительстве последней, а также о невозможности их общения и поддержания семейных связей при проживании Курманбек кызы Зиякуль за пределами Российской Федерации при их действительном стойком наличии, не установлено, а потому, принимая во внимание отношение иностранного гражданина к установленному на территории Российской Федерации правопорядку, игнорировавшемуся Курманбек кызы Зиякуль, учитывая, что на территории Республики Кыргызстан проживают ее супруг и ребенок, - оснований для исключения назначенного Курманбек кызы Зиякуль административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации не усматривается.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Таким образом, обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление судьи Таганского районного суда города Москвы от 03 августа 2022 года и постановление судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 21 апреля 2023 года, вынесенные в отношении гражданки Республики Кыргызстан Курманбек кызы Зиякуль по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Смирнова М.В. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
С.И.КУЗЬМИЧЕВ