1. Производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, -
влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
2. Производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с грубым нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, -
влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией изготовленной продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
3. Производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц - не более одной пятой совокупного размера выручки, полученной от реализации всех товаров (работ, услуг), за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявленного административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году, но не менее трех миллионов рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой или административное приостановление деятельности на срок от шестидесяти до девяноста суток с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
4. Производство, закупка, поставка, хранение и (или) перевозка алкогольной продукции в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1500 миллилитров, за исключением производства, закупки, поставки, хранения и (или) перевозки в целях вывоза из Российской Федерации (экспорта) пива и пивных напитков в полимерной потребительской таре объемом более 1500 миллилитров, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.
5. Использование и (или) владение основным технологическим оборудованием для производства этилового спирта, которое не зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией основного технологического оборудования; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией основного технологического оборудования; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией основного технологического оборудования.
6. Использование и (или) владение основным технологическим оборудованием для производства этилового спирта, зарегистрированным, но не законсервированным в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в отсутствие лицензии на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата, -
влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией основного технологического оборудования.
7. Использование основного технологического оборудования для производства этилового спирта, зарегистрированного и законсервированного в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в отсутствие лицензии на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата, -
влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией основного технологического оборудования.
Примечание. Под грубым нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, при производстве или обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в части 2 настоящей статьи понимаются:
использование основного технологического оборудования, предназначенного для производства этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) алкогольной продукции и (или) их хранения, для производства и (или) хранения на том же оборудовании непищевой продукции, за исключением отходов основного производства;
поставка этилового спирта, в том числе денатурата, организации, не имеющей соответствующей лицензии или имеющей лицензию, действие которой приостановлено, либо не имеющей уведомления;
поставка алкогольной и (или) спиртосодержащей пищевой продукции организации, не имеющей соответствующей лицензии или имеющей лицензию, действие которой приостановлено;
производство этилового спирта, технологией производства которого предусматривается получение барды (основного отхода спиртового производства), при отсутствии ее полной переработки и (или) утилизации на очистных сооружениях;
производство этилового спирта, в том числе денатурата, из сырья, не включенного в перечень пищевого и непищевого сырья, используемого для производства этилового спирта, в том числе денатурата, утверждаемый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
производство и оборот спиртосодержащей непищевой продукции (за исключением предназначенной для розничной продажи), на этикетке которой не содержится информация об опасности использования для жизни или здоровья граждан этой продукции в пищевых целях;
поставка денатурата или денатурированной спиртосодержащей продукции с содержанием денатурирующих веществ, не соответствующих установленным законом перечню и концентрации денатурирующих веществ или их смесей, либо с нарушением порядка использования денатурата или денатурированной спиртосодержащей продукции;
реализация этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта, произведенного из непищевого сырья или имеющего денатурирующие добавки, за исключением спиртосодержащей непищевой продукции;
осуществление любых технологических процессов и операций по переработке денатурированного этилового спирта или денатурированной спиртосодержащей продукции в целях удаления денатурирующих веществ.
- Статья 14.16. Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
- Статья 14.17.1. Незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическими лицами
Комментарий к ст. 14.17 КоАП
1. Объект правонарушения - общественные отношения в сфере соблюдения установленного порядка производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Правовое регулирование данной сферы отношений осуществляется посредством
- федеральных законов;
- нормативных правовых актов РФ;
- законов субъектов РФ, принимаемых в соответствии с вышеуказанными федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ;
- нормативных правовых актов субъектов РФ, принимаемых в соответствии с вышеуказанными федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ.
При этом ключевым федеральным законом является Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и принятые в соответствии с ним иные нормативные правовые акты, устанавливающие особый порядок производства и оборота этилового спирта (см. также Постановление Правительства от 4 июля 2002 г. N 494 "О товарных знаках на алкогольную и спиртосодержащую продукцию").
Производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции - производство организацией такой продукции в целях ее продажи и получения прибыли, а также для собственных нужд.
Организации, осуществляющие производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и использующие в указанных целях основное технологическое оборудование, изготовленное как на территории РФ, так и за пределами ее территории, обязаны иметь на указанное оборудование сертификат соответствия и положительное заключение государственной экологической экспертизы, выданные в порядке, установленном законодательством РФ.
Производство этилового спирта вправе осуществлять казенные предприятия, а также иные организации, имеющие оплаченный уставный капитал (уставный фонд) в размере не менее чем 10 миллионов рублей.
Закупка - форма организованного приобретения продукции, сырья и продовольствия у товаропроизводителей (поставщиков) для последующей переработки или реализации потребителю (покупателю) на взаимовыгодных договорных условиях.
Закупка этилового спирта для производства алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции и (или) использования для собственных нужд осуществляется при условии представления уведомления.
Поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции для федеральных государственных нужд осуществляются в соответствии с законодательством РФ о поставках продукции для федеральных государственных нужд.
С 1 января 2006 г. признан утратившим силу Федеральный закон от 6 мая 1999 г. N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд", который регулировал отношения, возникавшие между организатором (государственным заказчиком) и участниками конкурса (поставщиками (исполнителями)) в процессе его проведения. Государственный заказчик размещал заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд путем проведения конкурсов, если иное не предусмотрено законодательством (см. преамбулу Федерального закона от 6 мая 1999 года N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд").
В настоящее время законодательство о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ и Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", который вступил в силу с 1 января 2006 года.
2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении следующих противоправных действий:
промышленное производство этилового спирта в объемах, превышающих квоты (ч. 1 комментируемой статьи);
поставка этилового спирта из сырья всех видов организации, не имеющей квот на закупку этилового спирта, или в объемах, превышающих квоты (ч. 2 комментируемой статьи);
закупка этилового спирта из сырья всех видов организацией, не имеющей квот на закупку этилового спирта, или в объемах, превышающих квоты (ч. 3 комментируемой статьи);
промышленное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией (ч. 4 комментируемой статьи).
На практике имеются случаи привлечения к административной ответственности за осуществление розничной торговли алкогольной продукцией без лицензии на право торговли этой продукцией по ч. 4 ст. 14.17 КоАП РФ, что свидетельствует о неправильной квалификации таких правонарушений как налоговыми органами, так и судами.
В соответствии с письмом Министерства РФ по налогам и сборам от 30 апреля 2004 г. N 14-2-03/2023 "О практике рассмотрения судами дел в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" при применении комментируемой статьи следует учитывать, что в соответствии с п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 января 2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях" применение мер административной ответственности за осуществление розничной торговли алкогольной продукцией без лицензии на право торговли этой продукцией производится на основании ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
3. Субъекты данного правонарушения - юридические лица (организации) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностные лица.
4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.
Судебная практика по статье 14.17 КоАП
Судья Верховного Суда Российской Федерации Першутов А.Г., изучив кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РОМ ХОЛЛ" на решение Арбитражного суда города Москвы от 09.08.2017, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2017 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 21.12.2017 по делу N А40-112664/2017 по заявлению УВД по САО ГУ МВД России по городу Москве о привлечении общества с ограниченной ответственностью "РОМ ХОЛЛ" к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Определение Верховного Суда РФ от 16.02.2018 N 305-АД18-605 по делу N А40-112661/2017
по заявлению УВД по САО ГУ МВД России по городу Москве о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ВИНО ГРАД" к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
решением Арбитражного суда города Москвы от 13.07.2017, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2017, общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.
Определение Верховного Суда РФ от 01.10.2018 N 310-АД18-10749 по делу N А64-1549/2017
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (далее - административный орган) обратилась в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Моршанский медбиохимический комбинат" (далее - общество) к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определение Верховного Суда РФ от 27.11.2018 N 305-АД18-19032 по делу N А40-88396/2015
Как следует из судебных актов, суды отказали в удовлетворении заявления об обязании прекратить исполнение решения суда по делу о привлечении к ответственности по части 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части взыскания штрафа, признав, что постановление судебного пристава-исполнителя о прекращении исполнительного производства является достаточным основанием для прекращения исполнения решения суда.
Определение Верховного Суда РФ от 10.12.2018 N 308-АД18-19782 по делу N А32-49918/2017
Департамент потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края (далее - департамент, административный орган) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ДАР'УМ" (далее - общество) к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определение Верховного Суда РФ от 28.01.2019 N 305-АД18-23647 по делу N А40-76960/2018
Департамент торговли и услуг города Москвы (далее - департамент, административный орган) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Ешка" (далее - общество) к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определение Верховного Суда РФ от 21.02.2019 N 305-АД18-26037 по делу N А40-57762/2017
по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу о привлечении федерального государственного унитарного предприятия "Спецстройсервис" при Спецстрое России" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Определение Верховного Суда РФ от 18.03.2019 N 308-ЭС19-1048 по делу N А61-1765/2016
Как следует из судебных актов, административный орган заявил о взыскании с общества судебных расходов в размере 1 060 979 рублей 97 копеек, связанных с услугами по перевозке и хранению в период судебного разбирательства по настоящему делу о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изъятого (конфискованного) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и основного технологического оборудования.
Определение Верховного Суда РФ от 04.04.2019 N 301-ЭС19-2409 по делу N А43-28483/2018
Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Дефенс" (далее - общества) к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определение Верховного Суда РФ от 12.04.2019 N 310-ЭС19-4056 по делу N А36-1128/2018
по заявлению Управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области о привлечении индивидуального предпринимателя Немова Валерия Михайловича к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
решением Арбитражного суда Липецкой области от 09.07.2018, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2018, предприниматель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей с конфискацией изъятой алкогольной продукции.
Определение Верховного Суда РФ от 24.05.2019 N 304-ЭС19-6193 по делу N А45-12702/2018
по заявлению Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тогучинскому району о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Винтер" к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
решением Арбитражного суда Новосибирской области от 21.06.2018, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2018, в удовлетворении заявленного требования отказано, находящаяся в незаконном обороте алкогольная продукция направлена на уничтожение.