1. Продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных статьями 14.4.2 и 14.4.3 настоящего Кодекса, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от семи тысяч до пятнадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до одного года; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
- Статья 14.3.1. Спонсорство табака или никотинсодержащей продукции, реклама и стимулирование продажи табака, табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции, устройств для потребления никотинсодержащей продукции или кальянов, стимулирование потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции
- Статья 14.4.1. Нарушение требований законодательства в области технического осмотра транспортных средств
Комментарий к ст. 14.4 КоАП
1. Объект правонарушения - общественные отношения, возникающие в процессе продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг населению.
Правовое регулирование данной сферы отношений осуществляется посредством Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании". Обязательные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правилам идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам устанавливаются техническими регламентами - документами, принятыми в соответствии с федеральными законами, указами Президента или постановлениями Правительства, а также ратифицированными международными договорами.
2. Объективная сторона правонарушения состоит в совершении противоправных деяний: продаже товаров, выполнении работ либо оказании услуг, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке (ч. 1 комментируемой статьи).
Технические регламенты в качестве обязательных должны содержать требования, гарантирующие безопасность продукции и процессов и их соответствие предоставленной о них информации.
Правительство РФ разрабатывает предложения об обеспечении соответствия технического регулирования интересам национальной экономики, уровню развития материально-технической базы и уровню научно-технического развития, а также международным нормам и правилам. В этих целях Правительством РФ утверждается программа разработки технических регламентов, которая должна ежегодно уточняться и опубликовываться.
3. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, состоит в совершении противоправных деяний - продаже товаров, выполнении работ либо оказании населению услуг с нарушением санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего (удостоверяющей) безопасность таких товаров, работ либо услуг для жизни и здоровья людей.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) - это нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Санитарные правила разрабатываются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор, и иными органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в связи с установленной необходимостью санитарно-эпидемиологического нормирования факторов среды обитания и условий жизнедеятельности человека.
На территории РФ действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством РФ.
Санитарные правила подлежат регистрации и официальному опубликованию в порядке, установленном законодательством РФ (см. Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные Постановлением Правительства от 13 августа 1997 г. N 1009).
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Формой подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов является декларирование соответствия. Декларация о соответствии - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.
Декларация о соответствии оформляется на русском языке и должна содержать:
наименование и местонахождение заявителя;
наименование и местонахождение изготовителя;
информацию об объекте подтверждения соответствия, позволяющую идентифицировать этот объект;
наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого подтверждается продукция;
указание на схему декларирования соответствия;
заявление заявителя о безопасности продукции при ее использовании в соответствии с целевым назначением и принятии заявителем мер по обеспечению соответствия продукции требованиям технических регламентов;
сведения о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях, сертификате системы качества, а также документах, послуживших основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов;
срок действия декларации о соответствии;
иные предусмотренные соответствующими техническими регламентами сведения.
Срок действия декларации о соответствии определяется техническим регламентом.
Форма декларации о соответствии утверждается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.
Оформленная по установленным правилам декларация о соответствии подлежит регистрации федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию в течение трех дней.
Для регистрации декларации о соответствии заявитель представляет в федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию декларацию о соответствии.
Декларация о соответствии и составляющие доказательственные материалы документы хранятся у заявителя в течение трех лет с момента окончания срока действия декларации. Второй экземпляр декларации о соответствии хранится в федеральном органе исполнительной власти по техническому регулированию.
Сказанное в полной мере подтверждается следующим примером из судебной практики.
Открытое акционерное общество (далее - ОАО) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Территориальному Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области (далее по тексту - Управление Роспотребнадзора) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания в виде штрафа за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ.
В ходе проверки прокуратурой Советского района г. Томска был установлен факт нарушения ОАО действующего законодательства, регламентирующего поставку электрической энергии потребителям, выразившегося в том, что качество отпускаемой электрической энергии гражданам не подтверждено сертификатами соответствия.
По результатам проверки прокурором Советского района г. Томска вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ, а ОАО привлечено к административной ответственности в виде штрафа.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ОАО отпускает электрическую энергию гражданам без сертификата соответствия, то есть без документа, подтверждающего соответствие продукции установленным требованиям.
Таким образом, в действиях ОАО имеется состав и событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ.
4. Субъекты данного правонарушения - граждане и юридические лица, а также должностные лица.
5. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла.
6. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части КоАП" при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.4 КоАП РФ, судьям необходимо выяснять, имеются ли в материалах дела доказательства, подтверждающие факт реализации товаров (например, акт контрольной закупки). При этом необходимо учитывать, что выставление в местах продажи (например, на прилавках, в витринах) товаров, продажа которых является незаконной, образует состав административного правонарушения при условии отсутствия явного обозначения, что эти товары не предназначены для продажи (п. 2 ст. 494 ГК РФ).
Судебная практика по статье 14.4 КоАП
Судья Верховного Суда Российской Федерации Першутов А.Г., изучив кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Екатеринбург-2000" на решение Арбитражного суда Свердловской области от 28 июня 2016 года по делу N А60-18565/2016, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 сентября 2016 года, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 22 ноября 2016 года по тому же делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Екатеринбург-2000" (далее - ООО "Екатеринбург-2000", общество) об оспаривании постановления территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в Чкаловском районе города Екатеринбурга, в городе Полевском и в Сысертском районе (далее - административный орган) от 16 марта 2016 года N 36/30 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 45000 руб.,
Определение Верховного Суда РФ от 28.02.2017 N 307-АД16-18590 по делу N А56-8907/2016
общество с ограниченной ответственностью "Библио-Глобус Оператор" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 11.01.2016 N Ю78-00-03-0007 Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт- Петербургу (далее - управление, административный орган) о привлечении общества к административной ответственности на основании части 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Определение Верховного Суда РФ от 22.03.2017 N 306-АД16-13926 по делу N А65-25939/2015
общество с ограниченной ответственностью "УК-Пестрецы" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 07.05.2015 N 404/з Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (далее - управление, административный орган) о привлечении общества к административной ответственности на основании части 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Определение Верховного Суда РФ от 07.06.2017 N 309-АД17-2766 по делу N А71-5086/2016
Публичное акционерное общество междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике (далее - административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 06.04.2016 N 67 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), которым обществу назначен штраф в размере 20 000 рублей.
Определение Верховного Суда РФ от 20.06.2017 N 306-АД17-7113 по делу N А65-15290/2016
индивидуальный предприниматель Саттарова Гулия Фарраховна (далее - предприниматель, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (далее - управление, административный орган) о привлечении предпринимателя к административной ответственности на основании части 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде 10 000 рублей штрафа.
Определение Верховного Суда РФ от 21.06.2017 N 305-АД17-6832 по делу N А40-194703/2016
федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" (далее - предприятие, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 01.09.2016 N 24-01225 Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве (далее - управление, административный орган) о привлечении предприятия к административной ответственности на основании части 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Определение Верховного Суда РФ от 19.07.2017 N 307-АД17-5171 по делу N А56-31182/2016
Судья Верховного Суда Российской Федерации Першутов А.Г., изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2017 по делу N А56-31182/2016 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по заявлению публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Ленэнерго" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу о признании незаконным и отмене постановления от 25.04.2016 N Ю78-00-03-0216 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Постановление Верховного Суда РФ от 13.06.2017 N 18-АД17-21
Согласно правовой позиции, приведенной в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.2, 14.4, 14.5 и 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судьям необходимо выяснять, имеются ли в материалах дела доказательства, подтверждающие факт реализации товаров (например, акт контрольной закупки). При этом необходимо учитывать, что выставление в местах продажи (например, на прилавках, в витринах) товаров, продажа которых является незаконной, образует состав административного правонарушения при условии отсутствия явного обозначения, что эти товары не предназначены для продажи (пункт 2 статьи 494 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Определение Верховного Суда РФ от 31.07.2017 N 307-АД17-9302 по делу N А56-66488/2016
общество с ограниченной ответственностью "МедиКо" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу в Адмиралтейском, Василеостровском, Центральном районах от 14.09.2016 N Ю78-04-09/2001 о привлечении общества к административной ответственности на основании части 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде 30 000 рублей штрафа.
Определение Верховного Суда РФ от 31.07.2017 N 307-АД17-9287 по делу N А56-52905/2016
общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Невского района" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу (далее - управление, административный орган) от 18.07.2016 N Ю-78-00-03-0384 о привлечении общества к административной ответственности на основании части 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде 20 000 рублей штрафа.
Определение Верховного Суда РФ от 03.08.2017 N 307-АД17-9661 по делу N А56-71470/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МедиКо" о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу от 21.07.2016 N Ю 78-00-03-373 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей,