1. Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
2. Нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов -
влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
- Статья 14.66. Несоблюдение требований к ящикам для сбора благотворительных пожертвований, порядка их установки, использования и (или) правил извлечения имущества, собранного с их помощью
- Статья 15.2. Утратила силу
Комментарий к ст. 15.1 КоАП
Правила обращения с наличными деньгами определяет Положение ЦБР от 5 января 1998 г. N 14-П "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации" <121>. Это Положение обязательно для выполнения всеми учреждениями банков, а также организациями, предприятиями и учреждениями на территории Российской Федерации.
--------------------------------
<121> См.: Положение ЦБР от 5 января 1998 г. N 14-П "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации" // Вестник Банка России. 1998. N 1; 2002. N 61.
Кассовые операции - операции по приему, хранению и расходу наличных денег и денежных документов. Оформление кассовых операций осуществляется в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в РФ, утвержденным решением Совета Директоров ЦБР 22 сентября 1993 г. N 40 <122>.
--------------------------------
<122> См.: Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации (утвержден решением Совета Директоров ЦБР 22 сентября 1993 г. N 40) // Экономика и жизнь. 1993. N 42 - 43.
Согласно вышеназванным нормам, работая с наличными деньгами, необходимо соблюдать следующие правила:
- предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков;
- для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме;
- необходимо соблюдать лимит остатка кассы.
Ежегодно организация обязана предоставлять на утверждение в банк, осуществляющий ее кассовое обслуживание, расчет сумм лимита (предельно допустимой суммы наличности в кассе на конец дня). Когда лимит не установлен, он признается равным нулю. Ежедневно в случае превышения лимита на конец дня излишек должен быть сдан в банк (кроме трех рабочих дней для выплаты зарплаты, когда допускается хранение неограниченного количества денег);
- расходование наличной выручки согласовывается с банком и ограничено конкретным перечнем расходов на выплату зарплаты, пособий, премий, закупку сельскохозяйственной продукции, скупку тары и вещей у населения, командировочные расходы, хозяйственные нужды. Внесение наличных денег из кассы организации на банковские счета других организаций и физических лиц не допускается;
- следует соблюдать предельный размер расчетов наличными между юридическими лицами;
- согласно указанию Банка России от 14.11.2001 N 1050-У "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке" данный предел составляет 60000 рублей по одной сделке. То есть по договорам, стоимость которых больше указанной суммы, расчеты наличными деньгами запрещены. К расчетам с физическими лицами данное ограничение не применяется.
Несмотря на то, что речь в указании N 1050-У идет только о юридических лицах, а о предпринимателях не сказано ни слова, в письме N 08-17/2540 <123> Банк России пояснил, что действие этого документа в равной степени распространяется и на индивидуальных предпринимателей.
--------------------------------
<123> См.: письмо Центрального банка РФ от 17.07.2006 N 08-17/2540 "О применении указания Банка России от 14.11.2001 N 1050-У".
Следует отметить, что возникают вопросы по поводу статуса письма N 08-17/2540. Так, согласно ст. 7 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России может издавать по вопросам своей компетенции нормативные акты в форме указаний, положений и инструкций. Только эти нормативные акты обязательны для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. А поскольку письмо N 08-17/2540 не относится к числу нормативных актов Банка России, обязательных для исполнения, то оно не может устанавливать никакие правила.
В соответствии с правилами подготовки и вступлением в силу нормативных актов Банка России последние вступают в силу с момента их опубликования в "Вестнике России" - официальном издании Банка России. Однако письмо ЦБ РФ N 08-17/2540 опубликовано не было и, следовательно, оно не является нормативным актом и не обладает его обязательными признаками: формальной определенностью и общеобязательностью, а следовательно не может применяться.
Окончательную точку в споре о лимитах в расчетах наличными средствами поставил Верховный Суд РФ, указав в своем решении N ГКПИ04-163 о том, что расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, на сумму, превышающую 60 000 руб., в силу пункта 2 статьи 861 ГК РФ надо производить в безналичном порядке.
Что касается судебной практики по данному спору, то она весьма неоднозначна. Так, Федеральный арбитражный суд Московского округа в Постановлении от 29 декабря 2004 г. N КА-А40/12146-04 поддержал доводы предпринимателя, указав, что пункт 1 Порядка ведения кассовых операций не обязывает его сдавать денежную наличность в банк. Аналогичная позиция высказывалась и Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа в Постановлении от 18 апреля 2005 г. N А56-23502/04.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в Постановлении от 26 июня 2006 г. N Ф08-2586/2006-1102А в качестве дополнительного аргумента в пользу предпринимателя сослался на Постановление Госкомстата России от 18 августа 1998 г. N 88.
Однако существуют судебные решения и в пользу налоговых органов. Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в Постановлении от 19 августа 2003 г. N А49-55/03-93ОП/19 указал, что налоговые органы правильно привлекли предпринимателя к административной ответственности за нарушение Порядка ведения кассовых операций, поскольку вывод о применении этого документа только к юридическим лицам противоречит письму N 14-4/95.
Судебная практика по статье 15.1 КоАП
общество с ограниченной ответственностью "Северстрой ком." (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 19.04.2016 N 04/16-36/130 инспекции Федеральной налоговой службы по городу Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края (далее - инспекция, административный орган) о привлечении общества к административной ответственности на основании части 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Определение Верховного Суда РФ от 16.02.2017 N 305-АД16-20397 по делу N А40-170557/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Солярий Клаб" о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по городу Москве от 05.08.2016 N 19-06/0022915/ю о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей,
Определение Верховного Суда РФ от 27.02.2017 N 308-АД16-21113 по делу N А53-12906/2016
общество с ограниченной ответственностью "Расчетный центр Ростова-на-Дону" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 28.04.2016 N 000142 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Ростовской области (далее - инспекция, административный орган) о привлечении общества к административной ответственности на основании части 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей. Решением Арбитражного суда Ростовской области от 25.07.2016, принятым в порядке упрощенного производства, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2016, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Определение Верховного Суда РФ от 28.02.2017 N 306-АД16-21335 по делу N А65-18422/2016
общество с ограниченной ответственностью "Валерий и Компания" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 28.07.2016 N 78н Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Набережные Челны Республики Татарстан (далее - инспекция, административный орган) о привлечении общества к административной ответственности на основании части 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Определение Верховного Суда РФ от 10.03.2017 N 306-АД17-678 по делу N А65-2507/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Клуб для детей "Карапузики" о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Татарстан от 26.01.2016 N 16-02/0021/15/П о привлечении общества к административной ответственности на основании части 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей,
Определение Верховного Суда РФ от 21.03.2017 N 301-АД17-1036 по делу N А11-5598/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Европа" о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Владимирской области от 01.06.2016 N 76 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей,
Определение Верховного Суда РФ от 10.04.2017 N 302-АД16-16468 по делу N А58-600/2016
Судья Верховного Суда Российской Федерации Першутов А.Г., изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу акционерного общества "Автовокзал" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 11.05.2016 по делу N А58-600/2016 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2016 по тому же делу по заявлению акционерного общества "Автовокзал" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Саха (Якутия) о признании незаконным и отмене постановления от 11.12.2015 N 06-16/1308 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 26.05.2017 N 302-АД16-16468 по делу N А58-600/2016
по заявлению акционерного общества "Автовокзал" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Саха (Якутия) о признании незаконным и отмене постановления от 11.12.2015 N 06-16/1308 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определение Верховного Суда РФ от 02.06.2017 N 307-АД17-6664 по делу N А56-38866/2016
по заявлению общества к Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области (далее - административный орган) об оспаривании постановления от 26.05.2016 N 15-04/3882/15 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 руб., представления от 26.05.2016 N 15-04/3882 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения,
Определение Верховного Суда РФ от 02.06.2017 N 302-АД17-6679 по делу N А78-6075/2016
по заявлению Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Забайкальском крае (далее - заявитель) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Забайкальскому краю (далее - административный орган) о признании незаконными действий по привлечению индивидуального предпринимателя Мартыновой Татьяны Анатольевны (далее - ИП Мартынова Т.А.) к административной ответственности по части 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), части 2 статьи 15.1 КоАП РФ, об оспаривании представления от 31.03.2016 N 8 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного нарушения, вынесенного в порядке статьи 29.13 КоАП РФ в отношении ИП Мартыновой Т.А.,
Определение Верховного Суда РФ от 04.09.2017 N 306-АД17-11920 по делу N А49-5534/2016
по заявлению открытого акционерного общества "Единый расчетно-кассовый центр" (далее также - общество) к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Заречному Пензенской области (далее - административный орган) о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении от 18.04.2016 N 2 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 руб.,