1. Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
2. Нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов -
влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
- Статья 14.66. Несоблюдение требований к ящикам для сбора благотворительных пожертвований, порядка их установки, использования и (или) правил извлечения имущества, собранного с их помощью
- Статья 15.2. Утратила силу
Правила обращения с наличными деньгами определяет Положение ЦБР от 5 января 1998 г. N 14-П "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации" <121>. Это Положение обязательно для выполнения всеми учреждениями банков, а также организациями, предприятиями и учреждениями на территории Российской Федерации.
--------------------------------
<121> См.: Положение ЦБР от 5 января 1998 г. N 14-П "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации" // Вестник Банка России. 1998. N 1; 2002. N 61.
Кассовые операции - операции по приему, хранению и расходу наличных денег и денежных документов. Оформление кассовых операций осуществляется в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в РФ, утвержденным решением Совета Директоров ЦБР 22 сентября 1993 г. N 40 <122>.
--------------------------------
<122> См.: Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации (утвержден решением Совета Директоров ЦБР 22 сентября 1993 г. N 40) // Экономика и жизнь. 1993. N 42 - 43.
Согласно вышеназванным нормам, работая с наличными деньгами, необходимо соблюдать следующие правила:
- предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков;
- для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме;
- необходимо соблюдать лимит остатка кассы.
Ежегодно организация обязана предоставлять на утверждение в банк, осуществляющий ее кассовое обслуживание, расчет сумм лимита (предельно допустимой суммы наличности в кассе на конец дня). Когда лимит не установлен, он признается равным нулю. Ежедневно в случае превышения лимита на конец дня излишек должен быть сдан в банк (кроме трех рабочих дней для выплаты зарплаты, когда допускается хранение неограниченного количества денег);
- расходование наличной выручки согласовывается с банком и ограничено конкретным перечнем расходов на выплату зарплаты, пособий, премий, закупку сельскохозяйственной продукции, скупку тары и вещей у населения, командировочные расходы, хозяйственные нужды. Внесение наличных денег из кассы организации на банковские счета других организаций и физических лиц не допускается;
- следует соблюдать предельный размер расчетов наличными между юридическими лицами;
- согласно указанию Банка России от 14.11.2001 N 1050-У "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке" данный предел составляет 60000 рублей по одной сделке. То есть по договорам, стоимость которых больше указанной суммы, расчеты наличными деньгами запрещены. К расчетам с физическими лицами данное ограничение не применяется.
Несмотря на то, что речь в указании N 1050-У идет только о юридических лицах, а о предпринимателях не сказано ни слова, в письме N 08-17/2540 <123> Банк России пояснил, что действие этого документа в равной степени распространяется и на индивидуальных предпринимателей.
--------------------------------
<123> См.: письмо Центрального банка РФ от 17.07.2006 N 08-17/2540 "О применении указания Банка России от 14.11.2001 N 1050-У".
Следует отметить, что возникают вопросы по поводу статуса письма N 08-17/2540. Так, согласно ст. 7 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России может издавать по вопросам своей компетенции нормативные акты в форме указаний, положений и инструкций. Только эти нормативные акты обязательны для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. А поскольку письмо N 08-17/2540 не относится к числу нормативных актов Банка России, обязательных для исполнения, то оно не может устанавливать никакие правила.
В соответствии с правилами подготовки и вступлением в силу нормативных актов Банка России последние вступают в силу с момента их опубликования в "Вестнике России" - официальном издании Банка России. Однако письмо ЦБ РФ N 08-17/2540 опубликовано не было и, следовательно, оно не является нормативным актом и не обладает его обязательными признаками: формальной определенностью и общеобязательностью, а следовательно не может применяться.
Окончательную точку в споре о лимитах в расчетах наличными средствами поставил Верховный Суд РФ, указав в своем решении N ГКПИ04-163 о том, что расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, на сумму, превышающую 60 000 руб., в силу пункта 2 статьи 861 ГК РФ надо производить в безналичном порядке.
Что касается судебной практики по данному спору, то она весьма неоднозначна. Так, Федеральный арбитражный суд Московского округа в Постановлении от 29 декабря 2004 г. N КА-А40/12146-04 поддержал доводы предпринимателя, указав, что пункт 1 Порядка ведения кассовых операций не обязывает его сдавать денежную наличность в банк. Аналогичная позиция высказывалась и Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа в Постановлении от 18 апреля 2005 г. N А56-23502/04.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в Постановлении от 26 июня 2006 г. N Ф08-2586/2006-1102А в качестве дополнительного аргумента в пользу предпринимателя сослался на Постановление Госкомстата России от 18 августа 1998 г. N 88.
Однако существуют судебные решения и в пользу налоговых органов. Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в Постановлении от 19 августа 2003 г. N А49-55/03-93ОП/19 указал, что налоговые органы правильно привлекли предпринимателя к административной ответственности за нарушение Порядка ведения кассовых операций, поскольку вывод о применении этого документа только к юридическим лицам противоречит письму N 14-4/95.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Солярий Клаб" о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по городу Москве от 05.08.2016 N 19-06/0022915/ю о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей,
Определение Верховного Суда РФ от 28.02.2017 N 306-АД16-21335 по делу N А65-18422/2016
общество с ограниченной ответственностью "Валерий и Компания" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 28.07.2016 N 78н Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Набережные Челны Республики Татарстан (далее - инспекция, административный орган) о привлечении общества к административной ответственности на основании части 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Определение Верховного Суда РФ от 10.04.2017 N 302-АД16-16468 по делу N А58-600/2016
Судья Верховного Суда Российской Федерации Першутов А.Г., изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу акционерного общества "Автовокзал" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 11.05.2016 по делу N А58-600/2016 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2016 по тому же делу по заявлению акционерного общества "Автовокзал" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Саха (Якутия) о признании незаконным и отмене постановления от 11.12.2015 N 06-16/1308 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Определение Верховного Суда РФ от 01.11.2017 N 309-АД17-14404 по делу N А60-7073/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Первая международная букмекерская компания" о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Свердловской области от 02.08.2016 N 19/06/3 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей,
Определение Верховного Суда РФ от 19.01.2018 N 305-АД17-20944 по делу N А40-95784/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аптечная сеть О3" о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по городу Москве от 12.05.2017 N 22/ВЮ о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей,
Определение Верховного Суда РФ от 30.01.2018 N 305-АД17-21398 по делу N А40-34621/2017
общество с ограниченной ответственностью "Витомин Рус" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 09.01.2017 N 5 Инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по г. Москве (далее - инспекция, административный орган) о привлечении общества к административной ответственности на основании части 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Определение Верховного Суда РФ от 03.04.2018 N 305-АД18-2476 по делу N А41-56585/17
по заявлению акционерного общества "Торговая компания "Мегаполис" о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 11 по Краснодарскому краю 12.07.2017 N 61 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей,
Постановление Верховного Суда РФ от 10.01.2022 N 9-АД21-27-К1
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Десницкого Максима Сергеевича на вступившие в законную силу постановление от 16.04.2019 N 03996/1, вынесенное начальником Инспекции Федеральной налоговой службы по Нижегородскому району города Нижнего Новгорода, решение заместителя руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Нижегородской области от 06.05.2019, решение судьи Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 16.09.2019 N 12-673/2019, решение судьи Нижегородского областного суда от 12.02.2020 N 7-109/2020 и постановление судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 06.08.2021 N 16-5200/2021, вынесенные в отношении директора общества с ограниченной ответственностью "АртКар" Десницкого Максима Сергеевича (далее - Десницкий М.С.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Определение Конституционного Суда РФ от 24.02.2022 N 446-О
1. Гражданин М.И. Евстигнеев оспаривает конституционность части 1 статьи 15.1 КоАП Российской Федерации, которой предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Определение Верховного Суда РФ от 05.10.2020 N 310-ЭС20-13205 по делу N А14-2970/2019
товарищество собственников жилья "Сфера" (далее - товарищество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по Левобережному району города Воронежа (далее - инспекция, административный орган) от 07.02.2019 N 1 о привлечении к административной ответственности на основании части 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Определение Верховного Суда РФ от 28.12.2022 N 309-ЭС22-18349 по делу N А47-12975/2021
общество с ограниченной ответственностью "Микрокредитная компания "Краснодарская межрегиональная компания" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Оренбургской области (далее - административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 05.10.2021 N 001, которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.