1. Изготовление или распространение в период подготовки и проведения выборов, референдума печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов с нарушением требований, установленных законодательством о выборах и референдумах, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
2. Размещение печатных агитационных материалов в местах, где это запрещено федеральным законом, либо размещение этих материалов в помещениях, зданиях, на сооружениях и иных объектах без разрешения собственников или владельцев указанных объектов -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
- Статья 5.11. Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом
- Статья 5.13. Непредоставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации
Комментарий к ст. 5.12 КоАП
1. Согласно ст. 54 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" 2002 г. все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы содержат наименование и юридический адрес организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов.
Экземпляры печатных агитационных материалов или их копии, экземпляры аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии иных агитационных материалов до начала их распространения должны быть представлены кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума и иной группой участников референдума в соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума. Вместе с указанными материалами должны быть также представлены сведения о месте нахождения (об адресе места жительства) организации (лица), изготовившей и заказавшей (изготовившего и заказавшего) эти материалы.
Агитационные материалы не могут содержать коммерческую рекламу.
Запрещается изготовление агитационных материалов без предварительной оплаты за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума и с нарушением вышеперечисленных требований.
2. Размещение печатных агитационных материалов в местах, где это запрещено федеральным законом, либо размещение этих материалов в помещениях, зданиях, на сооружениях и иных объектах без разрешения собственников или владельцев указанных объектов -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
3. О размещении агитационных материалов см. в комм. к ст. 5.10.
Объективную сторону правонарушения составляют действия - размещение печатных агитационных материалов.
Субъектами данных правонарушений могут быть как граждане, так и должностные лица, а также юридические.
Правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
Судебная практика по статье 5.12 КоАП
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу председателя окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 15 (далее также окружная избирательная комиссия) Огиевской Ольги Дмитриевны на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 24 района Москворечье-Сабурово г. Москвы от 1 ноября 2019 г. (здесь и далее день изготовления постановления в полном объеме), решение судьи Нагатинского районного суда г. Москвы от 25 ноября 2019 г. и постановление судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 27 апреля 2020 г., вынесенные в отношении Савостьянова Сергея Владимировича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Постановление Верховного Суда РФ от 22.10.2020 N 91-АД20-1
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Баева Александра Викторовича на вступившие в законную силу постановление судьи Псковского районного суда Псковской области от 10 сентября 2019 г., решение судьи Псковского областного суда от 20 сентября 2019 г. и постановление судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 12 декабря 2019 г., состоявшиеся в отношении Баева Александра Викторовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 20.03.2018 N 67-АПГ18-1
Предназначение названных выше листовок для массового распространения в период избирательной кампании следует из обстоятельств, установленных по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении о признании Раянова А.М. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за распространение в период подготовки и проведения выборов печатных агитационных материалов с нарушением требований, установленных законодательством о выборах.
Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 21.05.2018 N 44-АПГ18-7
Факт изготовления указанных печатных агитационных материалов с целью массового распространения подтверждается вступившим в законную силу постановлением о привлечении к административной ответственности, согласно которому Семенова А.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за распространение в период подготовки и проведения выборов, референдума печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов с нарушением требований, установленных законодательством о выборах и референдумах, усматривается предназначение листовок для массового распространения в период избирательной кампании.
Определение Конституционного Суда РФ от 28.06.2018 N 1665-О
Разрешение же вопросов о том, может ли изготовленная и демонстрируемая заявителем во время публичного мероприятия безрукавка рассматриваться как агитационный материал с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации об агитационной деятельности, понес ли он какие-либо затраты на ее изготовление, и, соответственно, образуют ли действия заявителя состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.12 КоАП Российской Федерации, и о наличии оснований для признания данного правонарушения малозначительным, связано с исследованием доказательств и установлением фактических обстоятельств конкретного дела и не входит в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").
Постановление Верховного Суда РФ от 25.10.2018 N 67-АД18-19
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Просанова Игоря Юрьевича на вступившие в законную силу постановление судьи Заельцовского районного суда города Новосибирска от 12.02.2018, решение судьи Новосибирского областного суда от 22.02.2018 N 7а-111/2018 и постановление заместителя председателя Новосибирского областного суда от 05.06.2018 N П4а-351/2018, состоявшиеся в отношении Просанова Игоря Юрьевича (далее - Просанов И.Ю.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,