1. Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
2. Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
3. Нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.51 настоящего Кодекса, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
- Статья 8.20. Незаконная передача минеральных и (или) живых ресурсов на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации
- Статья 8.22. Выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума
1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с использованием и охраной атмосферного воздуха. Составы правонарушений формальные, если объективную сторону образуют действия, т.е. выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения; а также действия или бездействие, т.е. невыполнение или ненадлежащее выполнение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него; а субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла или неосторожности. Составы правонарушений усеченные, если объективную сторону образуют действия или бездействие, т.е. несоблюдение или ненадлежащее соблюдение правил эксплуатации сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению; бездействие, т.е. неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры; а также действия, т.е. использование неисправных сооружений, оборудования или аппаратуры; а субъективная сторона характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. Субъектом правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица (ч. 1, ч. 2); должностные лица, предприниматели без образования юридического лица и юридические лица (ч. 3).
2. Атмосферный воздух, согласно Федеральному закону "Об охране атмосферного воздуха" от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ, представляет собой жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений. Под загрязнением атмосферного воздуха понимается поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха. Вредное вещество представляет собой химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду. Под вредным физическим воздействием на атмосферный воздух понимается вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, на здоровье человека и окружающую природную среду (ч. 1 - ч. 4 ст. 1). В целях определения критериев безопасности и (или) безвредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, особо охраняемые природные территории и объекты, а также в целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на него. В целях государственного регулирования выбросов вредных веществ в атмосферный воздух устанавливаются два норматива выбросов, т.е. технические нормативы выбросов и предельно допустимые выбросы. Временно согласованные выбросы устанавливаются на период поэтапного достижения предельно допустимых выбросов при условиях соблюдения технических нормативов выбросов и наличия плана уменьшения выбросов вредных веществ в атмосферный воздух. В целях государственного регулирования вредных физических воздействий на атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух (ч. 1 ст. 11, ч. 1, абз. 2 ч. 4, ч. 5 ст. 12). Выброс вредных веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством РФ. Разрешением на выброс вредных веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством РФ. В проектах строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, которые могут оказать вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, должны предусматриваться меры по уменьшению выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и их обезвреживанию в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и другими федеральными органами исполнительной власти. При вводе в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляющих выбросы вредных веществ в атмосферный воздух, должно обеспечиваться непревышение технических нормативов выбросов и предельно допустимых выбросов, предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух. Запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами вредных веществ в атмосферный воздух (п. 1, п. 3 ст. 14, ч. 4, ч. 6, ч. 7 ст. 16).
3. Охрана озонового слоя атмосферы от экологически опасных изменений, согласно Федеральному закону "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ, обеспечивается посредством регулирования производства и использования веществ, разрушающих озоновый слой атмосферы, в соответствии с международными договорами РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, а также законодательством РФ. Органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, юридические и физические лица при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иного негативного физического воздействия на окружающую среду в городских и сельских поселениях, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты (ст. 54, ч. 1 ст. 55). Атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ <73> не должен оказывать вредное воздействие на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в т.ч. предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами. Необходимо отметить, что нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам (ч. 1 - ч. 3 ст. 20).
--------------------------------
<73> СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1650; см. с изм. и доп.
4. Ростехнадзор, согласно Положению о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401, самостоятельно принимает расчетные инструкции по определению состава и количества вредных (загрязняющих) веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух, выдает разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух и ведет государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и вредное воздействие на атмосферный воздух (п. 5.2.12, п. 5.3.3.5, п. 5.3.6). Методика расчета выделений (выбросов) загрязняющих веществ в атмосферу при нанесении лакокрасочных материалов и Методика расчета выделений (выбросов) загрязняющих веществ в атмосферу от животноводческих комплексов и звероферм утверждены Приказом Госкомэкологии РФ от 12 ноября 1997 г. N 497. Положение о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него утверждено Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2000 г. N 183. Положение об ограничении, приостановлении или прекращении выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух утверждено Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2002 г. N 847. Положение о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха утверждено Постановлением Правительства РФ от 15 января 2001 г. N 31.
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу защитника Пупковской Э.Н., действующей в интересах общества с ограниченной ответственностью "ТРК "Глобал Сити", на вступившие в законную силу определение судьи Чертановского районного суда города Москвы от 18.01.2016 N 12-26/2016, определение судьи Московского городского суда от 10.02.2016 N 7-790/16 и постановление заместителя председателя Московского городского суда от 25.07.2016 N 4а-1680/2016, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "ТРК "Глобал Сити" (далее - общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Определение Верховного Суда РФ от 14.03.2017 N 310-АД17-686 по делу N А68-4056/2016
общество с ограниченной ответственностью "ЭнергоГазИнвест-Тула" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 06.05.2016 N 02-108/2016 Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тульской области (далее - управление, административный орган) о привлечении общества к административной ответственности на основании части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 180 000 рублей.
Определение Верховного Суда РФ от 19.05.2017 N 310-АД17-4836 по делу N А83-3429/2016
по заявлению индивидуального предпринимателя Керимова Анафи Аблямитовича о признании незаконным и отмене постановления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 06.05.2016 N 003493-0249/60 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в размере 31 000 рублей и прекращении производства по делу об административном правонарушении,
Постановление Верховного Суда РФ от 11.07.2017 N 65-АД17-2
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью "Южное ЖКХ" - генерального директора Овчинникова В.М. на постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды от 21.10.2015 N 32, решение судьи Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 14.04.2016 N 12-131/2016, решение судьи суда Еврейской автономной области от 25.05.2016 N 71-46/2016 и постановление исполняющего обязанности председателя суда Еврейской автономной области от 07.07.2016 N 4-А-49/2016, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Южное ЖКХ" (далее - общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Постановление Верховного Суда РФ от 01.09.2017 N 81-АД17-22
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Округина К.В. на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Кемеровской области в области охраны окружающей среды Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области от 28 апреля 2016 г. N 8АПН/10/16/1, решение судьи Калтанского районного суда Кемеровской области от 7 июля 2016 г., решение судьи Кемеровского областного суда от 21 сентября 2016 г. и постановление заместителя председателя Кемеровского областного суда от 17 января 2017 г., вынесенные в отношении индивидуального предпринимателя Округина К.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Определение Верховного Суда РФ от 05.03.2018 N 309-КГ18-306 по делу N А71-551/2017
Проверкой установлено, что предприятием при осуществлении производственной деятельности допускаются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в отсутствие разрешения в области охраны окружающей среды эксплуатируемых ими в процессе производственной деятельности стационарных источников; в отношении предприятия составлен протокол об административном правонарушении по признакам правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решение Верховного Суда РФ от 13.12.2018 N 65-ААД18-8
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Мордвина Сергея Валерьевича на определение судьи суда Еврейской автономной области от 1 августа 2018 г. о возвращении жалобы без рассмотрения по существу, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" (далее - АО "Дальневосточная генерирующая компания"),
Решение Верховного Суда РФ от 13.06.2019 N 81-ААД19-10
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Железовского Андрея Сергеевича, действующего в интересах акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" на основании доверенности, на определение судьи Кемеровского областного суда от 21 марта 2019 г. N 21-213/2019 о возвращении жалобы без рассмотрения, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (далее - АО "УК "Кузбассразрезуголь", общество),
Решение Верховного Суда РФ от 13.06.2019 N 81-ААД19-9
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Железовского Андрея Сергеевича, действующего в интересах акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" на основании доверенности, на определение судьи Кемеровского областного суда от 21 марта 2019 г. N 21-212/2019 о возвращении жалобы без рассмотрения, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (далее - АО "УК "Кузбассразрезуголь", общество),
Постановление Верховного Суда РФ от 16.01.2020 N 43-АД19-7
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью ТПК "Восток-ресурс" - директора Асадуллаева Р.Ф. на вступившие в законную силу постановление от 19.12.2018 N 335/ПС-4, вынесенное старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Удмуртской Республики, решение судьи Увинского районного суда Удмуртской Республики от 25.03.2019 N 12-22/2019, решение судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 22.05.2019 N 7-177/2019 и постановление председателя Верховного Суда Удмуртской Республики от 21.08.2019 N 4а-489, состоявшиеся в отношении общества с ограниченной ответственностью ТПК "Восток-ресурс" (далее - общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Постановление Верховного Суда РФ от 08.06.2020 N 1-АД20-2
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу защитника Федоровцевой М.С., действующей в интересах закрытого акционерного общества "Бункерная компания", на вступившие в законную силу постановление от 14.03.2019 N 05-008/2019, вынесенное государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды, решение судьи Исакогорского районного суда города Архангельска от 28.05.2019 N 12-58/2019, решение судьи Архангельского областного суда от 18.07.2019 N 7р-412 и постановление заместителя председателя Архангельского областного суда от 03.10.2019 N 4а-531, состоявшиеся в отношении закрытого акционерного общества "Бункерная компания" (далее - общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,