Нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
- Статья 8.38. Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов
- Статья 8.40. Нарушение требований при осуществлении работ в области гидрометеорологии, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды и активных воздействий на метеорологические и другие геофизические процессы
Комментарий к ст. 8.39 КоАП
1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с охраной и использованием природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях. Состав правонарушения формальный, т.о. объективную сторону образуют действия или бездействие, т.е. несоблюдение или ненадлежащее соблюдение правил; субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла или неосторожности. Субъектом правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.
2. Согласно Федеральному закону "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ в целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности устанавливаются защитные и охранные зоны. Природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории (ч. 1 ст. 52, ч. 1 ст. 58). С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений в соответствии с Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях" от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ различаются такие категории указанных территорий, как государственные природные заповедники, в том числе биосферные; национальные парки; природные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады; лечебно-оздоровительные местности и курорты. В целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. Охрана природных комплексов и объектов на территориях государственных природных заповедников и национальных парков осуществляется специальной государственной инспекцией по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков, работники которой входят в штат соответствующих природоохранных учреждений (ч. 1, ч. 3 ст. 2, ч. 1 ст. 33). Согласно Федеральном закону "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ в составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон. На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях, при условии применения экологически чистых и рациональных технологий. На территории второй зоны запрещается размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению. На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением. Обеспечение установленного режима санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляется в первой зоне пользователями, во второй и третьей зонах - пользователями, землепользователями и проживающими гражданами (ч. 3, ч. 4 ст. 16).
3. Порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий установлен ст. 95 ЗК РФ. Кадастровый учет особо охраняемых природных территорий осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ "О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий" от 19 октября 1996 г. N 1249. Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения утверждено Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. N 1425. Правила ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий утверждены Приказом Госкомэкологии РФ от 4 июля 1997 г. N 312 <106>.
--------------------------------
<106> БНА. 1997. N 16.
Судебная практика по статье 8.39 КоАП
Постановлением государственной инспекции в области охраны окружающей среды НП "Лосиный остров" от 30.07.2015 учреждение "Центрмагистраль" привлечено к административной ответственности на основании статьи 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях "Нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах" с назначением наказания в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 20.12.2017 N 56-АПГ17-20
Пак А.В. обратился суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 1.1.2. и 1.1.3. постановления администрации Приморского края от 29 сентября 2016 года N 453-па с даты вступления его в силу. В обоснование заявленных требований указал, что постановлением мирового судьи он привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за то, что в нарушение абзаца 7 пункта 4.2 Положения самовольно произвел снятие и перемещение грунта на территории охранной зоны заказника "Залив Восток". Полагал, что оспариваемые пункты постановления администрации Приморского края противоречат Закону Приморского края от 11 мая 2005 года N 245-КЗ "Об особо охраняемых природных территориях Приморского края", которым она не наделена полномочиями по изменению режима особой охраны особо охраняемых природных объектов краевого значения, статье 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и нарушают его права в связи с необоснованным привлечением к административной ответственности.
Определение Верховного Суда РФ от 28.11.2019 N 309-ЭС19-21197 по делу N А76-24307/2019
по заявлению государственного автономного учреждения по организации отдыха и оздоровления "Метеор" о признании незаконным и отмене постановления Министерства экологии Челябинской области от 20.06.2019 N 13 (19)-у о привлечении к административной ответственности по статье 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Постановление Верховного Суда РФ от 03.02.2020 N 18-АД20-1
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Нижегородская Логистическая Компания" Почкалина Игоря Юрьевича на вступившие в законную силу постановление судьи Хостинского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 18 апреля 2018 г., решение судьи Краснодарского краевого суда от 15 августа 2018 г. и постановление заместителя председателя Краснодарского краевого суда от 13 августа 2019 г., вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Нижегородская Логистическая Компания" (далее - ООО "Нижегородская Логистическая Компания", общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Постановление Верховного Суда РФ от 10.03.2020 N 19-АД20-3
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу законного представителя региональной физкультурно-спортивной общественной организации "Федерация спортивного ориентирования Ставропольского края" (далее также - организация) - президента Харченко Д.А. на вступившие в законную силу постановление судьи Октябрьского районного суда города Ставрополя от 30.05.2018, решение судьи Ставропольского краевого суда от 05.09.2018 N 7А-392/2018 и постановление исполняющего обязанности заместителя председателя Ставропольского краевого суда от 19.02.2019, состоявшиеся в отношении организации по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 13.04.2021 N 303-ЭС20-11788 по делу N А73-2921/2019
Постановлением Солнечного районного суда Хабаровского края от 05.10.2015 по делу N 5-109/15 Общество привлечено к административной ответственности по статье 8.39 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации за нарушение установленного режима и правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заказников.
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 08.02.2023 N 301-ЭС22-15763 по делу N А82-12574/2020
Так, общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Переславского судебного района Ярославской области от 22.01.2021, оставленным без изменения решением судьи Переславского районного суда Ярославской области от 02.04.2021, в связи с совершением следующего нарушения: общество поручило обществу "Леспром" по договору от 18.02.2020 N 18/02/20 осуществить рубку древесной растительности без согласования с министерством в границах особо охраняемой природной территории федерального значения Национальный парк "Плещеево озеро" на земельном участке с кадастровым номером 76:11:000000:83, вблизи квартала 17 Пригородного участкового лесничества, в полосе отвода автомобильной дороги "Нагорье - Берендеево", в месте примыкания автодороги "Соломидино - Первушино", в отсутствие на то соответствующих объемов работ, согласованных в контракте.
Определение Верховного Суда РФ от 30.10.2020 N 303-ЭС20-11788 по делу N А73-2921/2019
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статей 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд установил, что Министерство природных ресурсов Хабаровского края предоставило учреждению по договору безвозмездного пользования от 17.09.2014 N 14-244/2014/БСП лесной участок для реконструкции объекта "Автомобильная дорога "г. Комсомольск-на-Амуре - пос. Березовый - пос. Амгунь - пос. Могды - рп. Чегдомын" на участке км 130 - км 162 с соблюдением режима особой охраны территории государственного природного заказника федерального значения "Баджальский"; проведение проектно-изыскательских работ на территории государственного природного заказника согласовано с Департаментом государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности 14.03.2011; месторасположение земельных участков для реконструкции автодороги согласовано с Министерством природных ресурсов Хабаровского края 18.02.2011; месторасположение участков земель лесного фонда согласовано с КГУ "Амгуньское лесничество"; проектная документация получила положительное заключение государственной экологической экспертизы (заключение Департамента Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу от 18.02.2012); согласно данному заключению для обеспечения строительства грунтовыми строительными материалами вдоль трассы автомобильной дороги разведано восемь месторождений галечного грунта, изъятие общераспространенных полезных ископаемых (галечниковый грунт) планировалось в объеме 1 460 330 куб. м; Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации дороги учреждению выдано разрешение на реконструкцию автомобильной дороги N RU27505000-259 сроком действия до 03.11.2017; с целью выполнения работ по реконструкции автомобильной дороги учреждением (заказчик) и ответчиком (подрядчик) заключен контракт от 04.10.2014 N 327, технической частью которого предусмотрены работы по разработке грунта; в связи с неполучением соответствующей лицензии общество привлечено к административной ответственности по статье 8.39 КоАП РФ за нарушение правил использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заказников.
Определение Верховного Суда РФ от 20.01.2020 N 303-ЭС19-25749 по делу N А59-265/2019
родовое хозяйство "Улав" (далее - родовое хозяйство, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области (далее - административный орган) от 06.12.2018 по делу об административном правонарушении N 14-ЗТ о привлечении к административной ответственности на основании статьи 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде 300 000 рублей штрафа.
Определение Верховного Суда РФ от 01.03.2021 N 303-ЭС20-11788 по делу N А73-2921/2019
Вместе с тем Общество обязанность по получению соответствующей лицензии не исполнило, что послужило основанием для привлечения последнего к административной ответственности по статье 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вступившим в законную силу постановлением Солнечного районного суда Хабаровского края от 05.10.2015, с учетом изменений, внесенных решением Хабаровского краевого суда от 03.12.2015, установлен факт разработки Обществом в квартале 73 Баджальского участкового лесничества Амгуньского лесничества карьера в целях добычи грунтовых строительных материалов для отсыпки полотна реконструкции объекта "Автомобильная дорога "г. Комсомольск-на-Амуре - пос. Березовый - пос. Амгунь - пос. Могды - рп. Чегдомын" на участке км 130 - км 162 (с подъездом к пос. Герби)".
Определение Верховного Суда РФ от 07.10.2021 N 305-ЭС21-17485 по делу N А40-260683/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЭНЕРГИЯ-РСК" (далее - общество) о признании незаконным и отмене постановления Государственного природоохранного бюджетного учреждения города Москвы "Московское городское управление природными территориями" (далее - административный орган) от 18.11.2020 N 15-53-038-132/2020 о привлечении к административной ответственности по статье 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,