Статья 9.4. Нарушение обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий)
1. Нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий), -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, которые повлекли отступление от проектных значений параметров зданий и сооружений, затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей или безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, либо которые повлекли причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, либо которые создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до тридцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати пяти тысяч до сорока тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток; на юридических лиц - от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.
3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до сорока пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
- Статья 9.3. Нарушение правил или норм эксплуатации тракторов, самоходных, дорожно-строительных и иных машин и оборудования
- Статья 9.5. Нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию
Комментарий к ст. 9.4 КоАП
1. Положения данной статьи корреспондируют, например, с Градостроительным кодексом РФ; ФЗ от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (в части определения объектов экоэкспертизы федерального и регионального уровней); ФЗ от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (в части согласования проектной документации, необходимой для ведения соответствующих видов деятельности в пределах ОЭЗ).
Кроме того, ФЗ от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (ред. от 01.05.2007) закрепляет правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
Однако до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:
защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
При этом новые технические регламенты должны быть приняты до 1 июля 2010 года.
С этого же момента в соответствии с п. 3 ст. 4 ФЗ N 184-ФЗ федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера, за исключением случаев, установленных ст. 5 ФЗ N 184-ФЗ. Однако те требования, которые были установлены до его вступления в силу, сохраняют свое действие до принятия соответствующих технических регламентов.
Постановление Правительства РФ от 15.08.2003 N 500 (ред. от 02.08.2005) "О федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию" (Российская газета. 2003. 22 августа; СЗ РФ. 2005. 8 августа) регламентирует порядок создания и основы деятельности Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов, который представляет собой организационно упорядоченную совокупность документов в сфере технического регулирования и является государственным информационным ресурсом.
2. Поскольку вопросы градостроительства, проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации относятся к сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, субъекты Российской Федерации вправе принимать в этой сфере нормативные правовые акты, которые должны соответствовать нормативным правовым актам федерального уровня, в частности Градостроительному кодексу РФ, Постановлению Правительства РФ от 27 декабря 2000 г. N 1008 "О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации" (СЗ РФ. 2001. N 1 (часть II). Ст. 135; Российская газета. 2001. 23 января).
В рамках анализа судебной практики также признается правомерность устанавливаемых требований. Верховный Суд РФ рассматривал гражданское дело о признании частично недействительным Постановления Правительства РФ от 27 декабря 2000 г. N 1008, в результате рассмотрения которого было принято решение от 22 мая 2001 N ГКПИ01-664 по жалобе о признании недействительными п. 4 и 7 названного Постановления Правительства РФ, п. 5, 6, 11 и разд. III утвержденного им Положения отказать.
3. Градостроительная документация любого вида разрабатывается на основании задания на разработку градостроительной документации, выдаваемого соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления или по согласованию с ними иными заказчиками. К подготовке задания на разработку градостроительной документации могут привлекаться разработчики градостроительной документации.
Составной частью градостроительной документации являются ее основные положения, содержащие краткое изложение принятых проектных решений, обязательные положения, основные технико-экономические показатели и схематический чертеж проектного плана (основного чертежа).
Разработка, согласование, утверждение и реализация градостроительной документации осуществляются на основе материалов соответствующих комплексных инженерных изысканий (инженерно-геодезические, инженерно-геологические, инженерно-гидрометеорологические, инженерно-экологические изыскания, изыскания грунтовых строительных материалов и источников водоснабжения на базе подземных вод), состав которых определяется в зависимости от вида градостроительной документации, на основании Постановления Госстроя РФ от 29.10.2002 N 150 "Об утверждении Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации", зарегистрировано в Минюсте РФ 12.02.2003 N 4207 (Российская газета. 2003. 27 февраля; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2003. N 15).
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляются на основании разрешения на строительство, предусмотренного Градостроительным кодексом РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 18.12.2006) (Российская газета. 2004. 30 декабря (см. комментарий к статье 9.5 КоАП РФ)).
4. Дела об административных правонарушениях рассматриваются на основании процессуальных документов (см. комментарии к статьям 23.56 и 28.3 КоАП РФ).
5. Объектом рассматриваемого правонарушения выступает здоровье граждан, безопасность зданий, сооружений, их составных частей, конструкций, изделий и т.д.
Объективную сторону правонарушения составляют действия или бездействие, выраженные в нарушении технических регламентов, строительных норм и правил, утвержденных проектов и других нормативных документов в области строительства при выполнении различных видов строительных работ, а также при производстве строительных материалов, конструкций и изделий.
Субъектом правонарушения выступают граждане, должностные лица и физические лица.
Субъективная сторона деяния выражается в форме прямого умысла.
Судебная практика по статье 9.4 КоАП
Судья Верховного Суда Российской Федерации Першутов А.Г., изучив жалобу Инспекции Тульской области по государственному архитектурно-строительному надзору на решение Арбитражного суда Тульской области от 03.02.2016 по делу N А68-5861/2015, постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2016 и постановление Арбитражного суда Центрального округа от 12.09.2016 по тому же делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тулапроект" к Инспекции Тульской области по государственному архитектурно-строительному надзору о признании незаконными и отмене предписания от 14.05.2015 N БЕ-13 об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства, и постановления от 02.06.2015 N 135 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Определение Верховного Суда РФ от 03.02.2017 N 308-АД16-19644 по делу N А32-47582/2015
по заявлению федерального государственного унитарного предприятия "Спорт-Инжиниринг" о признании незаконным и отмене постановления Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11.12.2015 N 2134-30-25 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 101 000 рублей, о признании недействительным предписания от 11.11.2015 N 1880-30-25 об устранении выявленных при строительстве нарушений,
Определение Верховного Суда РФ от 08.02.2017 N 308-АД16-15837 по делу N А53-31539/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центр Ремонта Металлургического Оборудования" о признании незаконным и отмене постановления Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20.11.2015 N 1971-30-25 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей,
Определение Верховного Суда РФ от 16.02.2017 N 305-АД16-20415 по делу N А40-75211/2016
по заявлению акционерного общества "ТПС Недвижимость" о признании незаконным и отмене постановления от 23.03.2016 N 512-Ю Комитета государственного строительного надзора города Москвы о привлечении к административной ответственности на основании части 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Определение Верховного Суда РФ от 27.02.2017 N 305-АД16-21215 по делу N А40-141863/2016
по заявлению открытого акционерного общества "Центральная ППК" о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального технологического управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 09.06.2016 N 503-Г/3.3-19/Вн.о о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей,
Определение Верховного Суда РФ от 27.02.2017 N 306-АД16-14597 по делу N А06-145/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Астрахань" о признании незаконным и отмене постановления от 23.12.2015 N 10-82МГСН/15 Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о привлечении к административной ответственности на основании части 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Определение Верховного Суда РФ от 09.03.2017 N 310-АД17-189 по делу N А23-813/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ташир Монолит" (далее - общество) к Инспекции государственного строительного надзора Ярославской области (далее - административный орган) об оспаривании постановления от 22 января 2016 года N 220 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 300000 рублей,
Определение Верховного Суда РФ от 10.03.2017 N 305-АД17-532 по делу N А40-156324/2016
по заявлению открытого акционерного общества "Центральная ППК" о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального технологического управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.07.2016 N 644-Г/3.3-19/Вн.о о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей,
Определение Верховного Суда РФ от 17.03.2017 N 304-АД17-905 по делу N А46-1170/2016
Межрегиональный общественный фонд поддержки социальных программ "БлагоРусь" (далее - фонд, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений от 25.08.2015 N 285 и N 286 Главного управления государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области (далее - управление, административный орган) о привлечении фонда к административной ответственности на основании части 1 статьи 9.4 и части 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей и 500 000 рублей.
Определение Верховного Суда РФ от 27.03.2017 N 305-АД17-1408 по делу N А40-8158/2016
закрытое акционерное общество "ШОССЕ" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального технологического управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - управление, административный орган) от 22.12.2015 N 668-Г/3.3.-19/А-05 о привлечении общества к административной ответственности на основании части 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Определение Верховного Суда РФ от 22.03.2017 N 305-АД16-17781 по делу N А40-93910/2016
акционерное общество "Компания ТрансТелеКом" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 11.04.2016 N 46-1221-671/ПС Северо-западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - управление, административный орган) о привлечении общества к административной ответственности на основании части 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей.