МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА
ПРИКАЗ
от 29 марта 2022 г. N ВБ-198фс
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОКЛАДА О ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ
ПРАКТИКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
(НАДЗОРА) НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ, ГОРОДСКОМ НАЗЕМНОМ
ЭЛЕКТРИЧЕСКОМ ТРАНСПОРТЕ И В ДОРОЖНОМ ХОЗЯЙСТВЕ ЗА 2021 ГОД
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 47 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2021 N 1043, приказом Ространснадзора от 29.09.2021 N ВБ-853фс "Об организации работы по обобщению правоприменительной практики" приказываю:
1. Утвердить прилагаемый доклад о правоприменительной практике федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве за 2021 год (далее - Доклад).
2. Начальнику Управления государственного автомобильного и дорожного надзора (А.С. Сергеев) обеспечить размещение Доклада на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в трехдневный срок со дня утверждения.
Руководитель
В.Ф.БАСАРГИН
Утвержден
приказом Ространснадзора
от 29 марта 2022 г. N ВБ-198фс
ДОКЛАД
О ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ
ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
(НАДЗОРА) НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ, ГОРОДСКОМ НАЗЕМНОМ
ЭЛЕКТРИЧЕСКОМ ТРАНСПОРТЕ И В ДОРОЖНОМ ХОЗЯЙСТВЕ ЗА 2021 ГОД
Общие положения
Доклад о правоприменительной практике при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве за 2021 год подготовлен в соответствии с требованиями Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Федеральный государственный контроль (надзор) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве (далее - автодорожный надзор) осуществляется в соответствии с Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2021 N 1043, следующими Межрегиональными управлениями государственного автодорожного надзора (МУГАДН):
Наименование МУГАДН, город дислокации | Поднадзорная территория | |
Центральный Федеральный округ | ||
1 | Центральное МУГАДН, г. Москва | г. Москва, Московская, Тверская, Тульская области |
2 | Юго-Восточное МУГАДН ЦФО, г. Воронеж | Воронежская, Липецкая, Белгородская, Тамбовская области |
3 | Юго-Западное МУГАДН ЦФО, г. Брянск | Брянская, Орловская, Курская области |
4 | Восточное МУГАДН ЦФО, г. Рязань | Рязанская, Владимирская, Ивановская, Костромская, Ярославская области |
5 | Западное МУГАДН ЦФО, г. Смоленск | Смоленская, Калужская области |
Северо-Западный Федеральный округ | ||
6 | Северо-Западное МУГАДН, г. Санкт-Петербург | г. Санкт-Петербург, Ленинградская, Калининградская области |
7 | Северное МУГАДН, г. Петрозаводск | Республики Карелия, Коми, Архангельская, Мурманская области, Ненецкий АО |
8 | Северо-Восточное МУГАДН, г. Великий Новгород | Новгородская, Вологодская, Псковская области |
Южный Федеральный округ | ||
9 | Южное МУГАДН, г. Ростов-на-Дону | Ростовская, Астраханская, Волгоградская области, Республика Калмыкия |
10 | МУГАДН по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, г. Краснодар | Краснодарский край, Республика Адыгея |
11 | Крымское МУГАДН, г. Симферополь | Республика Крым, г. Севастополь |
Приволжский Федеральный округ | ||
12 | Приволжское МУГАДН, г. Нижний Новгород | Нижегородская, Кировская области, Удмуртская Республика, Республика Марий Эл |
13 | Западно-Уральское МУГАДН, г. Уфа | Республика Башкортостан, Оренбургская область, Пермский край |
14 | Средне-Волжское МУГАДН, г. Казань | Республика Татарстан, Чувашская Республика, Самарская, Ульяновская области |
15 | Нижне-Волжское МУГАДН, г. Пенза | Пензенская, Саратовская области, Республика Мордовия |
Уральский Федеральный округ | ||
16 | Уральское МУГАДН, г. Екатеринбург | Свердловская, Челябинская, Курганская области |
17 | Северо-Уральское МУГАДН, г. Тюмень | Тюменская область, ХМАО - Югра, ЯНАО |
Сибирский Федеральный округ | ||
18 | Западно-Сибирское МУГАДН, г. Новосибирск | Новосибирская, Омская области |
19 | Южно-Сибирское МУГАДН, г. Барнаул | Алтайский край, Республика Алтай, Кемеровская область |
20 | Сибирское МУГАДН, г. Красноярск | Красноярский край, Республики Тыва, Хакасия, Томская, Иркутская области |
Дальневосточный Федеральный округ | ||
21 | МТУ Ространснадзора по Дальневосточному федеральному округу, г. Владивосток | Хабаровский, Приморский, Камчатский, Забайкальский края, Амурская, Сахалинская, Магаданская области, Чукотский АО, Республики Бурятия, Саха (Якутия), Еврейская АО |
Северо-Кавказский Федеральный округ | ||
22 | МТУ Ространснадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу, г. Нальчик | Кабардино-Балкарская, Чеченская, Карачаево-Черкесская Республики, Республики Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия - Алания, Ставропольский край |
Предметом автодорожного надзора является соблюдение:
а) обязательных требований, установленных статьями 6 и 7, частями 1 и 2 статьи 8, частями 1 и 2 статьи 18 и статьями 21.1 и 27 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта";
б) лицензионных требований к деятельности по перевозке пассажиров и иных лиц автобусами;
в) обязательных требований к перевозкам опасных и скоропортящихся грузов;
г) обязательных требований к осуществлению:
проезда по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн;
движения тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств (весового и габаритного контроля);
проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам, платным участкам автомобильных дорог в части соблюдения порядка внесения платы за проезд транспортного средства;
эксплуатации объектов дорожного сервиса, размещенных в полосах отвода и (или) придорожных полосах автомобильных дорог общего пользования федерального значения;
работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных дорожных сооружений на них (включая требования к дорожно-строительным материалам и изделиям) в части обеспечения сохранности автомобильных дорог;
д) обязательных требований в области организации регулярных перевозок:
к наличию карт маршрутов регулярных перевозок у перевозчиков и водителей транспортных средств;
к соответствию характеристик транспортного средства сведениям, указанным в карте маршрута регулярных перевозок;
к порядку посадки пассажиров в транспортные средства и высадки пассажиров из транспортных средств;
к оборудованию объектов транспортной инфраструктуры, предназначенных для обслуживания пассажиров межрегиональных маршрутов регулярных перевозок (автовокзалов, автостанций, остановочных пунктов);
к выполнению предусмотренных расписанием рейсов по межрегиональному маршруту регулярных перевозок;
к выполнению установленных ограничений к организации перевозок пассажиров и багажа по заказу в целях беспрепятственного осуществления регулярных перевозок;
е) обязательных требований в области международных автомобильных перевозок:
к транспортным средствам, используемым для осуществления международных автомобильных перевозок;
к наличию и соответствию оформления (заполнения) документов, которые требуются для осуществления международных автомобильных перевозок (разрешений, учетных талонов, уведомлений, товарно-транспортных накладных и других документов);
к отличительным знакам государства, на территории которого зарегистрировано транспортное средство;
к перевозке пассажиров автобусами;
к работе экипажей транспортных средств, в том числе в части соблюдения режима труда и отдыха водителей, а также соответствия контрольных устройств регистрации режима труда и отдыха водителей (тахографов);
к транзитным перевозкам, в том числе перевозкам отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольствия и отдельных видов товаров;
ж) обязательных требований к использованию средств навигации при осуществлении перевозок пассажиров и грузов;
з) обязательных требований, предъявляемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим эксплуатацию транспортных средств:
к организации работы водителей транспортных средств в соответствии с требованиями к обеспечению безопасности дорожного движения путем проведения стажировки водителей, проведения соответствующих инструктажей водителей в целях обеспечения их оперативной информацией по обеспечению безопасной перевозки и повышения квалификации и профессионального мастерства водителей;
к организации мероприятий по соблюдению установленного законодательством Российской Федерации режима труда и отдыха водителей, проверяемого в стационарных и передвижных контрольных пунктах, в местах посадки и (или) высадки пассажиров, установленных законодательством Российской Федерации в сфере автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автомобильных дорог, дорожной деятельности в части сохранности автомобильных дорог, международных автомобильных перевозок, а также по месту нахождения контролируемых организаций;
к организации проведения мероприятий по устранению причин, способствующих совершению дорожно-транспортных происшествий, и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;
к организации мероприятий по проведению обязательных медицинских осмотров водителей транспортных средств, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также мероприятий по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
к осуществлению технического обслуживания транспортных средств в сроки, предусмотренные документацией заводов - изготовителей транспортных средств;
к организации мероприятий по оснащению принадлежащих им транспортных средств тахографами в соответствии с законодательством Российской Федерации, проверяемых в стационарных и передвижных контрольных пунктах, в местах посадки и (или) высадки пассажиров, установленных законодательством Российской Федерации в сфере автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автомобильных дорог, дорожной деятельности в части сохранности автомобильных дорог, международных автомобильных перевозок, а также по месту нахождения контролируемых организаций;
и) обязательных требований, предъявляемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющим перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями):
к соблюдению правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом;
к созданию условий для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и городского наземного электрического транспорта, в том числе работников, обеспечивающих безопасность дорожного движения;
к обеспечению стоянки транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, в границах городских поселений, городских округов, г. г. Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по возвращении из рейса и окончании смены водителя на парковках (парковочных местах);
к осуществлению технического обслуживания и ремонта транспортных средств, указанных в абзаце четвертом настоящего подпункта, в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации;
к обеспечению соответствия работников, а также индивидуального предпринимателя при осуществлении им перевозок самостоятельно профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок;
к организации мероприятий по проведению предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств;
к соблюдению правил технической эксплуатации транспортных средств городского наземного электрического транспорта при осуществлении перевозок пассажиров трамваями;
к) обязательных требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры и предоставляемых услуг;
л) обязательных требований к обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение при перевозках пассажиров вреда их жизни, здоровью, имуществу;
м) обязательных требований пожарной безопасности при эксплуатации автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта;
н) изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных пунктами 12 - 24.19 технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" ТР ТС 014/2011, или обязательных требований, подлежащих применению до вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", в части ремонта и содержания автомобильных дорог.
Объектами автодорожного надзора являются:
а) деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие):
деятельность по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (за исключением международных автомобильных перевозок), в том числе деятельность по организованной перевозке группы детей автобусами, деятельность по перевозке опасных грузов, а также деятельность по перевозке пассажиров и грузов для собственных нужд (за исключением деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами);
деятельность по перевозке пассажиров и иных лиц автобусами, подлежащая лицензированию;
деятельность по оказанию услуг автовокзалами, автостанциями;
деятельность по осуществлению международных автомобильных перевозок;
деятельность по осуществлению работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования;
деятельность по использованию полос отвода и (или) придорожных полос автомобильных дорог общего пользования федерального значения;
б) результаты деятельности граждан и организаций, в том числе продукция (товары), работы и услуги, к которым предъявляются обязательные требования:
внесение платы за проезд по платным автомобильным дорогам общего пользования, платным участкам таких автомобильных дорог;
внесение платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн;
дорожно-строительные материалы, указанные в приложении N 1 к техническому регламенту Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (ТР ТС 014/2011);
дорожно-строительные изделия, указанные в приложении N 2 к техническому регламенту Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (ТР ТС 014/2011);
в) производственные объекты:
остановочный пункт, в том числе расположенный на территории автовокзала или автостанции;
транспортное средство;
автомобильная дорога общего пользования федерального значения и искусственные дорожные сооружения на ней;
примыкания к автомобильным дорогам федерального значения, в том числе примыкания объектов дорожного сервиса;
объекты дорожного сервиса, расположенные в границах полос отвода и (или) придорожных полос автомобильных дорог общего пользования федерального значения;
придорожные полосы и полосы отвода автомобильных дорог общего пользования федерального значения.
Профилактическая работа
В рамках поставленной задачи о перенесении акцента работы контрольно-надзорных органов с проверочной на предупредительную в 2021 году Межрегиональными управлениями государственного автодорожного надзора в соответствии с Программой профилактики нарушений обязательных требований управления Госавтодорнадзора на 2021 год и плановый период 2022 - 2023 гг. было проведено 26715 профилактических мероприятий.
Так, выдано свыше 27 тыс. предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, с 1 июля 2021 года проведены следующие: информирование - 2619, консультирование - 14640, профилактический визит - 2143.
Также реализовано информирование посредством средств массовой информации.
В соответствии с Планом-графиком проведения публичных слушаний и обсуждения правоприменительной практики Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденным приказом руководителя Ространснадзора от 15 марта 2021 года N ВБ-319(фс), за отчетный период проведено 51 такое слушание.
Также принят приказ Ространснадзора от 09.12.2021 N ВБ-1031фс "Об утверждении программ профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2022 год", которым утверждена Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области автомобильного транспорта, городского наземного электрического транспорта и дорожного хозяйства на 2022 год.
Анализ аварийности на автомобильном транспорте
поднадзорных хозяйствующих субъектов
В течение последних трех лет отмечается устойчивое снижение ряда основных показателей аварийности по вине водителей автобусов, имеющих лицензию на перевозочную деятельность, за исключением числа раненых в 2019 году и погибших за 11 месяцев 2021 года.
В том числе, по данным ГУОБДД МВД РФ всего по вине водителей автобусов лицензиатов было зарегистрировано:
2019 год:
ДТП - 3796 ДТП (снижение к АППГ - 0,7%);
Погибших - 146 чел. (снижение к АППГ - 1,4%);
Раненных - 6206 чел. (рост к АППГ - 5,1%).
2020 год:
ДТП - 2628 ДТП (снижение к АППГ - 30,8%);
Погибших - 124 чел. (снижение к АППГ - 15,1%);
Раненных - 4008 чел. (снижение к АППГ - 35,4%).
11 месяцев 2021 года:
ДТП - 2264 ДТП (снижение к АППГ - 6,2%);
Погибших - 122 чел. (рост к АППГ - 11,9%);
Раненных - 2824 чел. (снижение к АППГ - 3,0%).
Динамика снижения аварийности в течение 2019 - 2021 гг. обусловлена прежде всего повышением эффективности контрольной (надзорной) деятельности Ространснадзора, в том числе усиления профилактической работы, направленной на своевременное выявление и предупреждение нарушений обязательных требований со стороны хозяйствующих субъектов.
Кроме того, одним из факторов снижения явилось сокращение транспортной активности населения, в том числе автобусных перевозок, вследствие введения ограничительных мер, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19. При этом частичное снятие ограничительных мер в 2021 году сразу же отразилось на основных показателях аварийности в сторону их роста.
Результаты контрольно-надзорной деятельности
Госавтодорнадзора за 2021 год
В 2021 году был актуализирован полный реестр поднадзорных субъектов в информационной автоматизированной системе управления рисками (далее - СУР), содержащий более 203 тыс. действующих хозяйствующих субъектов, из которых свыше 62 тыс. имеют лицензии на перевозку пассажиров и иных лиц автобусами, свыше 19,9 тыс. имеют удостоверения допуска к осуществлению международных автоперевозок, свыше 22 тыс. осуществляют деятельность на основании соответствующих уведомлений.
За 2021 год Межрегиональными управлениями государственного автодорожного надзора было проведено 33379 проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе: 23840 плановых проверок и 9539 внеплановых проверок.
С учетом постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" из плана плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и ее территориальных управлений на 2021 год управлениями Госавтодорнадзора исключено 913 плановых проверки.
Кроме того, в соответствии со ст. 44 раздела IV Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, утвержденного Постановлением Российской Федерации от 29 июня 2021 N 1043, начиная с 1 июля 2021 года Межрегиональными управлениями государственного автодорожного надзора проведено 6222 контрольно-надзорных мероприятия, таких как:
Инспекционный визит - 16;
Рейдовый осмотр - 5778;
Выездное обследование - 1651.
Контрольная закупка и выборочный контроль не проводились.
За отчетный период было проведено свыше 68 тыс. рейдовых мероприятий, в ходе которых было проверено свыше 208 тыс. транспортных средств, выявлено 113,8 тыс. нарушений, вынесено 95,2 тыс. постановлений о привлечении виновных к административной ответственности, наложено штрафов на общую сумму 529,3 млн. руб. Кроме того, по результатам проведенной работы арестовано около 3,8 тыс. транспортных средств.
Механизм досудебного обжалования
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2021 N 663 определен перечень видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб применяется с 1 июля 2021 г. Федеральный государственный контроль (надзор) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве включен в указанный перечень.
Таким образом, с 1 июля 2021 г. жалоба подается контролируемым лицом в территориальное подразделение Ространснадзора или непосредственно в Ространснадзор в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с требованиями статьи 40 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле" обеспечен досудебный порядок рассмотрения жалоб контролируемых лиц исключительно через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
Так, за период с 01.07.2021 по 01.01.2022 в адрес Ространснадзора поступило 7 жалоб на действия должностных лиц МУГАДН. В отношении 5 жалоб приняты решения об отказе в рассмотрении, 1 жалоба удовлетворена частично и 1 жалоба оставлена без удовлетворения.
Низкое количество жалоб может свидетельствовать о соблюдении должностными лицами МУГАДН требований Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле" при организации и проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
Типичные нарушения обязательных требований на автомобильном
транспорте, городском наземном электрическом транспорте
и в дорожном хозяйстве
а) деятельность по перевозке пассажиров
и грузов автомобильным транспортом и городским
наземным электрическим транспортом (за исключением
международных автомобильных перевозок), в том числе
деятельность по организованной перевозке группы детей
автобусами, деятельность по перевозке опасных грузов,
а также деятельность по перевозке пассажиров и грузов
для собственных нужд (за исключением деятельности
по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами)
Типичные нарушения обязательных требований | Статья КоАП РФ | Количество нарушений, ед. | Факторы и условия, способствующие возникновению указанных нарушений |
Нарушение правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства | Ст. 12.21.1 КоАП РФ | 27924 | 1) Отсутствие контроля со стороны ответственных лиц субъектов; 2) Экономия расходов денежных средств субъектов; 3) Умышленное неисполнение требований законодательства Российской Федерации |
Управление транспортным средством без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства | ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ | 9684 | 1) Отсутствие контроля со стороны ответственных лиц субъектов; 2) Экономия расходов денежных средств субъектов |
Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств | ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ | 7324 | 1) Отсутствие контроля со стороны ответственных лиц субъектов; 2) Экономия расходов денежных средств субъектов; 3) Умышленное неисполнение требований законодательства Российской Федерации |
Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств | ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ | 5376 | 1) Отсутствие контроля со стороны ответственных лиц субъектов; 2) Экономия расходов денежных средств субъектов; 3) Умышленное неисполнение требований законодательства Российской Федерации |
Несоблюдение установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации норм времени управления транспортным средством и отдыха либо нарушение установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации режима труда и отдыха водителей в части времени управления транспортным средством и времени отдыха РФ | ч. 3 ст. 11.23 КоАП | 4596 | 1) Отсутствие требовательности к подготовке и уровню знаний водительского состава; 2) Отсутствие контроля со стороны ответственных лиц субъектов |
Несоблюдение перевозчиком требований законодательства РФ об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика | Ст. 11.31 КоАП РФ | 3409 | Отсутствие контроля со стороны ответственных лиц субъектов |
Осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом | ч. 6 ст. 12.31.1 КоАП РФ | 3180 | Отсутствие контроля со стороны ответственных лиц субъектов |
б) деятельность по перевозке пассажиров и иных лиц
автобусами, подлежащая лицензированию
Типичные нарушения обязательных требований | Статья КоАП РФ | Количество нарушений, ед. | Факторы и условия, способствующие возникновению указанных нарушений |
Отсутствие работника, назначенного приказом лицензиата ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшим в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью | 7543 | 1) Экономия расходов денежных средств субъектов; 2) Умышленное неисполнение требований законодательства Российской Федерации | |
Незаполнение путевых листов в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 6 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" | |||
Неоснащение транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS | |||
Невключение в реестр лицензий сведений о приобретенных лицензиатом дополнительных автобусах для осуществления лицензируемой деятельности | |||
Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии | 931 | 1) Низкий показатель уровня правовой грамотности населения, учитывающий все многообразие знаний, навыков и установок в области лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами; 2) Экономия расходов денежных средств субъектов |
в) деятельность по оказанию услуг
автовокзалами, автостанциями
Типичные нарушения обязательных требований | Статья КоАП РФ | Количество нарушений, ед. | Факторы и условия, способствующие возникновению указанных нарушений |
Уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг | Ст. 9.13 КоАП РФ | 4520 | 1) Отсутствие финансирования; 2) Отсутствие технической возможности; 3) Сознательное нарушение в целях экономии финансов |
г) деятельность по осуществлению
международных автомобильных перевозок
Типичные нарушения обязательных требований | Статья КоАП РФ | Количество нарушений, ед. | Факторы и условия, способствующие возникновению указанных нарушений |
Нарушение режима труда и отдыха водителей | Ч. 3 ст. 11.23 КоАП РФ | 73066 | Желание увеличить доходы за счет сокращения времени отдыха |
Управление транспортным средством без тахографа либо с нарушением требований к использованию тахографа | Ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ | 66863 | 1) Отсутствие контроля со стороны собственника транспортного средства за работоспособностью тахографа; 2) Сознательное выведение тахографа из строя для сокрытия переработки |
Управление транспортным средством без отличительного на нем и (или) прицепах к нему знака государства регистрации транспортного средства (прицепа) при осуществлении международной автомобильной перевозки, а равно без соответствующего транспортного документа на перевозимый груз или в установленных случаях без списков пассажиров автобуса, осуществляющего нерегулярную перевозку | Ст. 11.27 КоАП РФ | 18145 | Умышленные действия с целью сокрытия документов на перевозку |
Движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства | Ст. 12.21.1 КоАП РФ | 4482 | 1) Отсутствие контроля со стороны собственника транспортного средства; 2) Нарушение хозяйствующими субъектами принципа приоритета жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности |
Осуществление международных автомобильных перевозок без разрешений, либо с незаполненными разрешениями, разрешениями, заполненными с нарушением установленных правил, или разрешениями, не соответствующими виду перевозки, либо без учетного талона, либо без отметки в уведомлении должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, об устранении нарушения | Ст. 11.29 | 1521 | 1) Отсутствие контроля со стороны собственника транспортного средства; 2) Умышленное неисполнение требований законодательства Российской Федерации |
д) деятельность по осуществлению работ по капитальному
ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего
пользования, деятельность по использованию полос отвода
и (или) придорожных полос автомобильных дорог общего
пользования федерального значения
Типичные нарушения обязательных требований | Статья КоАП РФ | Количество нарушений, ед. | Факторы и условия, способствующие возникновению указанных нарушений |
Нарушения требований технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" ТР ТС 014/2011, в том числе: | 14.43 | 12434 | |
дефекты покрытия проезжей части (просадки, выбоины, трещин и т.д.) | Умышленное неисполнение требований законодательства Российской Федерации | ||
отсутствие или повреждение технических средств организации дорожного движения, предусмотренных проектом (схемой) организации дорожного движения | |||
нарушения по зимнему содержанию автомобильной дороги (наличие зимней скользкости, снежных валов в неустановленных местах, участков уплотнения снежного покрова на проезжей части мостовых сооружений) | Недостаточное количество дорожной техники и запасов противогололедных материалов у подрядных организаций, осуществляющих содержание автомобильной дороги | ||
несоответствие применяемых дорожно-строительных материалов и изделий требованиям ТР ТС 014/2011 (отсутствие сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии, отсутствие на изделии единого знака обращения продукции) | Непроведение подрядными организациями входного контроля поступающих дорожно-строительных материалов и изделий, и неосуществление заказчиком выборочного контроля | ||
наличие съездов с автомобильной дороги в неустановленных местах | Расположение вдоль автомобильных дорог общего пользования полей сельскохозяйственного назначения, объектов коммерческого предназначения, частного сектора | ||
размещения средств наружной рекламы в полосе отвода или иной информации, не имеющей непосредственного отношения к организации движения | |||
нарушения по размещению и эксплуатации объектов дорожного и придорожного сервиса (отсутствие и (или) невыполнение технических условий, нарушения нормативного состояния дорожного покрытия, освещения, дорожных знаков и т.д.) | Отсутствие должного контроля со стороны владельцев автомобильных дорог |
Предложения об актуализации обязательных требований
1. Включение в квалификационные требования, предъявляемые к специалисту, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения, знаний основ регулирования и контроля транспортной деятельности, порядка лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами и допуска к осуществлению международных автомобильных перевозок.
2. Кратное увеличение административной ответственности иностранных перевозчиков, в том числе водителей иностранных перевозчиков, в случае выявления нарушения, выразившегося в управлении транспортным средством без отличительного на нем и (или) прицепах к нему знака государства регистрации транспортного средства (прицепа), и нарушении других правил эксплуатации транспортного средства при осуществлении международной автомобильной перевозки (ст. 11.27 КоАП РФ).
Предложения о внесении изменений в законодательство
Российской Федерации о государственном контроле (надзоре),
муниципальном контроле
Приведение Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2021 N 1043, в соответствие с требованиями части 5 статьи 25 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в части исключения возможности проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска.