ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 октября 2021 г. N 5-АД21-83-К2
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу защитника Стрюковой Юлии Дмитриевны, действующей на основании доверенности в интересах общества с ограниченной ответственностью "Алькор и Ко", на вступившие в законную силу постановление судьи Измайловского районного суда г. Москвы от 11 декабря 2020 г., решение судьи Московского городского суда от 2 марта 2021 г. и постановление судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 21 июля 2021 г., вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Алькор и Ко" (далее - ООО "Алькор и Ко", общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Измайловского районного суда г. Москвы от 11 декабря 2020 г., оставленным без изменения решением судьи Московского городского суда от 2 марта 2021 г. и постановлением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 21 июля 2021 г., ООО "Алькор и Ко" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник ООО "Алькор и Ко" Стрюкова Ю.Д. просит об отмене постановлений, вынесенных в отношении общества по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела и доводов жалобы свидетельствует об отсутствии правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 названного кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективная сторона состава данного административного правонарушения выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 названного кодекса.
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Перечень таких заболеваний утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В силу статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ) граждане Российской Федерации обязаны выполнять установленные в соответствии с данным законом правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "а.2" статьи 10 Закона N 68-ФЗ).
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 417 (далее - Правила N 417).
Правила N 417 предусматривают, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 3, подпункты "в", "г" пункта 4).
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений данного Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте РФ, дано указание обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" статьи 10 Закона N 68-ФЗ, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 6 статьи 4.1, пункты "а", "у", "ф" пункта 1 статьи 11 Закона N 68-ФЗ).
Указом Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" (далее - Указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N 12-УМ) на территории г. Москвы введен режим повышенной готовности.
Пунктом 12.2 Указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N 12-УМ установлено, что органы власти, организации и индивидуальные предприниматели, а также иные лица, деятельность которых связана с совместным пребыванием граждан, обязаны обеспечить соблюдение гражданами (в том числе работниками) требований по использованию средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки), социального дистанцирования, в том числе путем нанесения специальной разметки и установления специального режима допуска и нахождения в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), на соответствующей территории (включая прилегающую территорию).
При этом пунктом 5 данного указа утверждены Требования к организации деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, при осуществлении которой не принято (отменено) решение о приостановлении посещения гражданами территорий, зданий, строений, сооружений (помещений в них), где осуществляется деятельность таких организаций и индивидуальных предпринимателей, подлежащие применению с 12 мая 2020 г., согласно приложению 6 к данному указу.
Согласно пунктам 2.2.1, 2.2.2 Приложения N 6 к Указу Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N 12-УМ с 12 мая 2020 г. работодатели обязаны соблюдать и обеспечить соблюдение режима использования средств индивидуальной защиты:
- органов дыхания (маски, респираторы) на рабочих местах и (или) территории работодателя, за исключением случаев нахождения работника в обособленном помещении без присутствия иных лиц;
- рук (перчатки) на рабочих местах и (или) территории работодателя в случаях посещения мест общего пользования, в том числе лифтов, санитарных узлов, мест приема пищи, а также физического контакта с предметами, используемыми неограниченным кругом лиц, в том числе дверными ручками, поручнями, иными подобными предметами.
Требования об использовании средств индивидуальной защиты (органов дыхания и рук) в указанных местах действуют по настоящее время.
Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 г. утвержден Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1.
В данном документе разъяснено, что из анализа норм подпункта "а.2" статьи 10, подпункта "б" пункта 6 статьи 4.1, пунктов "а", "у", "ф" пункта 1 статьи 11, статьи 19 Закона N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) и Правил N 417 в их системной взаимосвязи следует, что граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как за нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (вопрос 17 названного Обзора).
Из материалов дела следует, что 6 октября 2020 г. в 13 часов 07 минут ООО "Алькор и Ко" по адресу: г. Москва, Щелковское ш., д. 100, стр. 101 (Торговый центр "Щелково") в нарушение приведенных выше норм при осуществлении торговой деятельности в магазине "Л'Этуаль" не обеспечило соблюдение работником в указанном объекте использование средств индивидуальной защиты рук - перчаток.
Факт совершения ООО "Алькор и Ко" административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 1 - 2), протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (л.д. 13 - 14), определением о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д. 15 - 16), видеозаписью (л.д. 23) и иными доказательствами, которые получили оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Деяние общества квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подлежащего применению законодательства.
Утверждение заявителя о том, что общество как арендатор помещения в здании торгового центра не является субъектом вмененного административного правонарушения, несостоятелен.
Общество не только как юридическое лицо, осуществляющее деятельность в указанном помещении, но и как работодатель лиц, исполняющих в нем трудовую функцию, в силу приведенных выше норм обязано выполнять требования правил поведения при введении режима повышенной готовности в этом помещении и обеспечить соблюдение гражданами (в том числе работниками) требований по использованию средств индивидуальной защиты. За невыполнение обязательных для исполнения установленных Указом Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N 12-УМ правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, общество обоснованно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Наличие трудовых отношений между обществом и лицом, фигурирующим на видеозаписи, объективно подтвержден содержанием видеозаписи, на которой, как правильно отмечено нижестоящими судебными инстанциями, с очевидностью зафиксирован на своем рабочем месте в торговом зале магазина "Л'Этуаль" работник без индивидуальных средств защиты рук (перчаток). Данный факт не оспаривался и подтвержден в ходе проверочных мероприятий указанным лицом, а также защитником общества Ермолаевой М.С., которая при составлении протокола об административном правонарушении не высказала каких-либо замечаний или возражений ни по данному обстоятельству, ни по существу вмененного правонарушения в целом.
Проведение осмотра помещений, в котором общество осуществляет деятельность, с участием его работника и с применением видеозаписи, которая приобщена к материалам дела, согласуется с требованиями статьи 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Полученная в рамках указанного мероприятия и приобщенная к материалам дела видеозапись обоснованно признана судебными инстанциями достоверным и допустимым доказательством по делу, отвечающим требованиям статьи 26.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки утверждению заявителя протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу положений статьи 28.2 названного кодекса протокол об административном правонарушении составляется с участием законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, ему должны быть разъяснены права и обязанности, предусмотренные названным кодексом, предоставлена возможность ознакомления с протоколом, представить объяснения и замечания по содержанию протокола (части 3, 4).
Согласно части 4.1 указанной статьи в случае неявки законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если он извещен в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
При этом законный представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может привлечь защитника для оказания юридической помощи и участия в производстве по такому делу, в том числе при составлении означенного протокола.
О месте и времени составления протокола об административном правонарушении законный представитель общества был извещен надлежащим образом путем направления по месту нахождения общества (г. Москва, Ленинский пр-т, д. 72/2) копии определения о возбуждении дела об административном правонарушении, в котором указано, что составление протокола об административном правонарушении состоится 6 ноября 2020 г. в 09.00 часов в управе района Северное Измайлово г. Москвы по адресу: г. Москва, ул. 5-я Парковая, д. 58А (л.д. 15 - 19).
Согласно данным почтового идентификатора N 10526439000482, размещенным на официальном сайте ФГУП "Почта России" pochta.ru, соответствующее письмо вручено адресату 12 октября 2020 г.
Законный представитель общества на составление протокола об административном правонарушении не явился, направил для участия в совершении данного процессуального действия Ермолаеву М.С., которая прибыла в назначенные место и время, предъявила доверенность на представление интересов общества, в том числе в любых государственных органах.
Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен в отношении общества в отсутствие его законного представителя, надлежащим образом извещенного о месте и времени оформления данного документа, с соблюдением требований части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Более того, законный представитель общества, распорядившись своими процессуальными правами по собственному усмотрению, направил для участия в составлении протокола об административном правонарушении Ермолаеву М.С., которая при совокупности перечисленных выше обстоятельств обоснованно была допущена к участию в совершении данного процессуального действия и осуществляла защиту интересов общества. Копия протокола вручена.
Нарушений требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении не допущено. Оснований для возвращения протокола для устранения недостатков составившему его должностному лицу, а равно для признания протокола недопустимым доказательством по делу не имеется.
Ссылка заявителя на отсутствие в числе доказательств показаний свидетелей, на неуказание таковых в протоколе об административном правонарушении не ставит под сомнение выводы судебных инстанций о виновности общества в совершении вмененного административного правонарушения. Совокупность собранных по делу доказательств обоснованно признана судебными инстанциями достаточной для разрешения дела по существу.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного кодекса.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции части 1 статьи 20.6.1 названного кодекса.
Оснований для признания административного правонарушения малозначительным не имеется, равно как и для применения положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены вышестоящими судами в установленном главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях порядке.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление судьи Измайловского районного суда города Москвы от 11 декабря 2020 г., решение судьи Московского городского суда от 2 марта 2021 г. и постановление судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 21 июля 2021 г., вынесенные в отношении ООО "Алькор и Ко" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Стрюковой Ю.Д., действующей на основании доверенности в интересах ООО "Алькор и Ко", - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
С.Б.НИКИФОРОВ