Самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
- Статья 7.5. Самовольная добыча янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней
- Статья 7.7. Повреждение объектов и систем водоснабжения, водоотведения, гидротехнических сооружений, устройств и установок водохозяйственного и водоохранного назначения
1. Объект правонарушения - общественные отношения в сфере государственной собственности на водные объекты и установленный порядок пользования ими.
Тем самым комментируемая статья преследует две основные цели. Во-первых, она призвана защищать права собственников, владельцев и других водопользователей, а во-вторых, она призвана обеспечить порядок водопользования.
Правовой режим собственности на водные ресурсы установлен Конституцией РФ, Водным кодексом РФ (далее - ВК РФ) и другими актами.
Предметом права собственности на водные объекты выступает водный объект в целом. Согласно ст. 1 Водного кодекса РФ водный объект представляет собой сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима.
В РФ устанавливается федеральная собственность на водные объекты.
Обособленные водные объекты (замкнутые водоемы) могут находиться в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и в частной собственности в соответствии с гражданским законодательством РФ.
В собственности граждан и юридических лиц могут находиться обособленные водные объекты (замкнутые водоемы).
Лица, не являющиеся собственниками водных объектов, могут иметь следующие права на водные объекты:
право долгосрочного пользования;
право краткосрочного пользования;
право ограниченного пользования (водный сервитут).
Водопользователи осуществляют владение и пользование водными объектами на условиях и в пределах, установленных ВК РФ. Водопользователи могут распоряжаться правами пользования водными объектами в случаях, предусмотренных ВК РФ. Аренда водных объектов устанавливается федеральным законом об аренде водных объектов.
Право краткосрочного пользования водным объектом устанавливается на срок до трех лет, право долгосрочного пользования - от трех до двадцати пяти лет.
Право пользования водным объектом может быть продлено по инициативе водопользователя в установленном порядке.
Право ограниченного пользования водным объектом выступает в формах публичного и частного водных сервитутов.
Каждый может пользоваться водными объектами общего пользования и иными водными объектами, если иное не предусмотрено законодательством РФ (публичный водный сервитут).
В силу договора права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование, могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных лиц (частный водный сервитут). Частные водные сервитуты могут устанавливаться и на основании судебного решения.
Публичные и частные водные сервитуты могут устанавливаться в целях:
забора воды без применения сооружений, технических средств и устройств;
водопоя и прогона скота;
использования водных объектов в качестве водных путей для паромов, лодок и других маломерных плавательных средств.
Водным законодательством РФ могут быть установлены иные водные сервитуты.
Для осуществления водных сервитутов не требуется получение лицензии на водопользование.
2. Объективная сторона правонарушения состоит в следующих противоправных действиях: самовольное занятие водного объекта или его части; использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью; водопользование с нарушением его условий.
Права пользования водными объектами приобретаются на основании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом.
Самовольное занятие водного объекта - это его несанкционированный захват с целью дальнейшего использования.
Под пользованием без разрешения понимается изъятие воды, сброс сточных вод и подобные действия без лицензии или заключения соответствующего договора, а также пользование водой по просроченной, аннулированной или приостановленной лицензии, с нарушением условий соответствующей лицензии (например, по объему забираемой воды, месту сброса сточных вод и их количеству).
Права пользования водными объектами при установлении особого пользования приобретаются на основании решения Правительства РФ, лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом.
В случае смерти водопользователя - гражданина, реорганизации водопользователя - юридического лица принадлежащие им права пользования водными объектами переходят в порядке правопреемства.
Распорядительная лицензия является основанием приобретения права пользования водным объектом при его переходе от одного лица к другому в случаях, предусмотренных ВК РФ.
Водный сервитут устанавливается водным законодательством РФ или договором.
Права на обособленные водные объекты приобретаются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, земельным законодательством РФ и ВК РФ.
Права пользования водными объектами, за исключением публичного водного сервитута, возникают с момента государственной регистрации договора пользования водным объектом.
Лицензия на водопользование является актом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на выдачу лицензий (лицензирующий орган в области водопользования), который в соответствии с ВК РФ признается одним из оснований возникновения прав пользования водными объектами.
При осуществлении лицензирования в области использования и охраны водных объектов должны учитываться наличие водных ресурсов, потребность в них водопотребителей и состояние водных объектов.
Лицензия на водопользование может выдаваться одновременно для осуществления нескольких целей использования водных объектов.
Лицензия на водопользование в зависимости от способов и целей использования водного объекта должна содержать:
сведения о водном объекте;
сведения о водопользователе;
сведения о водопотребителях;
указания на способы и цели использования водного объекта;
указание пространственных границ (координат) предоставляемого в пользование водного объекта или его части, а при необходимости мест забора (сброса) воды;
сведения о лимитах водопользования;
сведения об обязательствах водопользователя по отношению к водопотребителям;
сроки действия лицензии;
требования по рациональному использованию, охране водных объектов и окружающей природной среды.
Выдача, оформление, регистрация лицензии на водопользование и распорядительной лицензии осуществляются лицензирующим органом в области водопользования в соответствии с порядком, установленным водным законодательством РФ.
В настоящее время лицензия выдается специально уполномоченным органом государственного управления в сфере охраны и использования водного фонда - Федеральным агентством водных ресурсов. Согласно ВК РФ в лицензии содержатся сведения о водном объекте, водопользователе, водопотребителях, лимитах водопользования, об обязательствах водопользователей по отношению к водопотребителям. Однако сама по себе лицензия не дает права пользования водными объектами: на ее основе заключается договор пользования водными объектами (далее - договор водопользования).
Договоры водопользования до 2005 г. заключались с физическими и юридическими лицами органами исполнительной власти субъектов РФ. С 1 января 2005 г. по 1 января 2006 г. на основе Федерального закона N 122-ФЗ право заключения договоров водопользования осуществлялось федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда, а именно Федеральным агентством водных ресурсов. Затем согласно Федеральному закону от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничения полномочий" полномочия по заключению договоров водопользования были возвращены органам исполнительной власти субъектов РФ.
В Послании Федеральному Собранию 26 мая 2004 г. Президент РФ В.В. Путин, анализируя проблемы оптимизации доступа к природным ресурсам, отмечал: "Надо перейти от административных разрешений к полноценным договорам - с четким определением прав и ответственности как государства, так и предпринимателей, обеспечить предсказуемость и стабильность таких отношений". Поэтому при разработке нового ВК РФ лицензирование предлагается отменить. Следовательно, при отмене лицензирования специального водопользования на договор ляжет основная нагрузка по обеспечению бережного использования водных объектов.
3. Субъекты данного правонарушения - водопользователи - граждане и юридические лица, а также должностные лица, на которых возложена обязанность обеспечивать исполнение установленных требований к водопользованию.
4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла.
Акционерное общество "Агростроймаш" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Черноморо-Азовскому морскому управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 03.10.2018 N 0545/03/437-КНД/ПР/2018 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Постановление Верховного Суда РФ от 14.12.2020 N 31-АД20-7
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Ефимовой Инны Николаевны на вступившие в законную силу постановление от 11.11.2019 N 10-11, вынесенное старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике, решение судьи Ленинского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 11.02.2020 N 12-74/2020, решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 19.05.2020 N 21-200/2020 и постановление судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 18.08.2020 N 16-5518/2020, состоявшиеся в отношении индивидуального предпринимателя Ефимовой Инны Николаевны (далее - Ефимова И.Н.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Постановление Верховного Суда РФ от 09.06.2022 N 35-АД22-3-К2
Из материалов дела усматривается, что постановлением старшего государственного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 14 ноября 2019 года N 395 директор ООО "СКС" Смольников А.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением ему административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Постановление Верховного Суда РФ от 02.12.2022 N 59-АД22-3-К9
Судья Верховного Суда Российской Федерации Александров В.Н., рассмотрев жалобу государственного инспектора Амурской области в области охраны окружающей среды Сидорова В.С. на вступившее в законную силу постановление судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 30.06.2022 N 16-1540/2022, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью "Горняк" (далее - общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Определение Верховного Суда РФ от 18.04.2022 N 308-ЭС22-4048 по делу N А32-53359/2020
общество с ограниченной ответственностью "Агропромышленные активы" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства природных ресурсов Краснодарского края (далее - административный орган) от 27.08.2020 N 1.20/468Н-2 о привлечении к административной ответственности на основании статьи 7.6 и части 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде 80 000 рублей штрафа.
Определение Верховного Суда РФ от 23.12.2020 N 303-ЭС20-20124 по делу N А04-30/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РОССЗОЛОТО" о признании незаконным и отмене постановления Министерства природных ресурсов Амурской области от 23.12.2019 N 10-23/180 о привлечении к ответственности по статье 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей,
Определение Верховного Суда РФ от 11.09.2018 N 306-АД18-13123 по делу N А57-12079/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Навигация" о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской области от 26.05.2017 N 02-50/2017 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей,
Определение Верховного Суда РФ от 24.09.2018 N 304-АД18-14920 по делу N А81-3834/2017
акционерное общество "Ямалкоммунэнерго" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 29.05.2017 N 149/2017 Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - управление, административный орган) о привлечении общества к административной ответственности на основании статьи 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Определение Верховного Суда РФ от 05.10.2018 N 304-АД18-15554 по делу N А81-3832/2017
акционерное общество "Ямалкоммунэнерго" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 29.05.2017 N 147/2017 Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - управление, административный орган) о привлечении общества к административной ответственности на основании статьи 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Определение Верховного Суда РФ от 05.10.2018 N 304-АД18-15687 по делу N А81-3835/2017
акционерное общество "Ямалкоммунэнерго" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 29.05.2017 N 150/2017 Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - управление, административный орган) о привлечении общества к административной ответственности на основании статьи 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Определение Верховного Суда РФ от 30.10.2018 N 304-АД18-15967 по делу N А81-3831/2017
акционерное общество "Ямалкоммунэнерго" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 29.05.2017 N 146/2017 Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - управление, административный орган) о привлечении общества к административной ответственности на основании статьи 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.