1. Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей.
2. Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.
3. Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения:
подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику;
изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.
4. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, принадлежащих на праве собственности лицу, не привлеченному к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признанному в судебном порядке виновным в его совершении, не применяется, за исключением административных правонарушений в области таможенного дела (нарушения таможенных правил), предусмотренных главой 16 настоящего Кодекса.
Комментарий к ст. 3.7 КоАП
1. Конфискацией объекта является принудительное безвозмездное обращение в доход государства орудия совершения или предмета административного правонарушения, назначаемое только судом - мировым судьей. Но согласно части 2 статьи 243 ГК РФ допускается и административная форма конфискации - по решению уполномоченных органов административной юрисдикции, их должностных лиц.
2. Предусмотрены исключения из общего правила по аналогии со ст. 3.6 КоАП РФ.
3. Не считается конфискацией изъятие из незаконного владения орудия совершения или предмета административного правонарушения, подлежащих возвращению законному собственнику. Равным образом не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия или предмета, изъятых из оборота, либо находившихся в противоправном ведении лица.
Конфискация также существенно отличается от такой процессуальной меры, как изъятие вещей и документов, производимое в порядке ст. 27.10 и 27.11 КоАП РФ, где изъятые в целях пресечения административных правонарушений, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел, исполнения постановлений по делам вещи и документы хранятся до рассмотрения дела, а затем в зависимости от исхода дела в установленном порядке конфискуются или возвращаются владельцу либо реализуются, а при невозможности реализации - уничтожаются.
4. На основании части 3 статьи 29.10 КоАП РФ обеспечиваются гарантии сохранности и возврата вещей, изъятых в процессе производства по делу, но не конфискованных при окончательном избрании меры наказания.
По общему правилу конфискация применяется лишь в отношении вещей, находящихся в собственности нарушителя, однако данное положение сформулировано не в КоАП РФ, а, например, в Гражданском, Таможенном кодексах РФ (ст. 243 ГК, 428 ТК РФ).
При этом допускается применение за совершение административного правонарушения конфискации орудий или предметов, не принадлежащих нарушителю на праве собственности, например за нарушение таможенного законодательства, а также на основании Постановления Конституционного Суда РФ N 8-П от 14 мая 1999 года (СЗ РФ. 1999. N 21. Ст. 2669) и Определения Конституционного Суда РФ от 27 ноября 2001 г. N 202-О (СЗ РФ. 2001. N 50. Ст. 4823).
В свою очередь, необходимо обратить внимание на главу 15.1 УК РФ, которая введена Федеральным законом от 27.07.2006 N 153-ФЗ, где речь идет о конфискации имущества.
Так, статья 104.1 определяет, что конфискация имущества есть принудительное безвозмездное обращение по решению суда в собственность государства следующего имущества:
а) денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения преступлений, предусмотренных частью второй статьи 105, частью второй статьи 111, частью второй статьи 126, статьями 127.1, 127.2, 146, 147, 164, частями третьей и четвертой статьи 184, статьями 186, 187, 188, 189, частями третьей и четвертой статьи 204, статьями 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 209, 210, 212, 222, 227, 228.1, 229, 231, 232, 234, 240, 241, 242, 242.1, 275, 276, 277, 278, 279, 281, 282.1, 282.2, 285, 290, 355, частью третьей статьи 359 настоящего Кодекса, и любых доходов от этого имущества, за исключением имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу;
б) денег, ценностей и иного имущества, в которые имущество, полученное в результате совершения преступления, и доходы от этого имущества были частично или полностью превращены или преобразованы;
в) денег, ценностей и иного имущества, используемых или предназначенных для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации);
г) орудий, оборудования или иных средств совершения преступления, принадлежащих обвиняемому.
Положения статьи 104.1, касающиеся конфискации доходов от использования имущества, полученного в результате совершения преступления, применяются к правоотношениям, возникшим после 1 января 2007 года (Федеральный закон от 27.07.2006 N 153-ФЗ).
5. Конфискация может быть применена только в отношении конкретного имущественного объекта (движимой или недвижимой вещи).
Под орудием совершения административного правонарушения могут подразумеваться недвижимые вещи - судно морского транспорта, летательный аппарат, контрафактные экземпляры произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения (ст. 7.12; 8.17; 8.19 и др.), а к предметам административного правонарушения относятся движимые имущественные объекты - водные биологические (живые) ресурсы, оружие и боеприпасы, предметы, добытые в результате раскопок, а также инструменты и оборудование, использованные для разведок или раскопок (ст. 7.15; 20.8 и др.).
Судебная практика по статье 3.7 КоАП
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды, ссылаясь на положения частей 1 и 3 статьи 3.7, пунктов 1, 2, 2.1 части 3 статьи 29.10 КоАП РФ, исходили из того, что конфискация в понятийности таможенного регулирования отлична от конфискации в рамках регулирования рынка алкогольной продукции и порождает различные правовые последствия в зависимости от того, применима ли она как вид административного наказания, или как изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение.
Постановление Верховного Суда РФ от 13.03.2020 N 82-АД20-1
При назначении Рукосуевой Т.Ю. дополнительного административного наказания в виде конфискации изъятой алкогольной продукции мировой судья не учел положения части 3 статьи 3.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.
Определение Верховного Суда РФ от 07.09.2020 N 305-ЭС20-11750 по делу N А40-187545/2019
При этом установив, что выявленная управлением продукция находится в незаконном обороте, пришел к выводу о том, что в силу пункта 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ, части 3 статьи 3.7 КоАП РФ она подлежит изъятию (что уже было произведено управлением, как следует из решения суда первой инстанции, по протоколу изъятия вещей и документов от 16.04.2019) и уничтожению, но не конфискации.
Определение Конституционного Суда РФ от 23.07.2020 N 1687-О
Оспариваемое заявителем законоположение предусматривает, что незаконно добытые водные биоресурсы и продукты их переработки подлежат безвозмездному изъятию или конфискации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Данное законоположение подлежит применению во взаимосвязи с корреспондирующей ему частью 3 статьи 3.7 КоАП Российской Федерации, в соответствии с которой не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия или предмета административного правонарушения, находившихся в противоправном владении указанного лица.
Постановление Верховного Суда РФ от 02.09.2020 N 4-АД20-11
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Абрамов О.А. просит отменить судебные акты, вынесенные в отношении его по настоящему делу об административном правонарушении, заявляя о том, что у судов отсутствовали основания для применения положений части 3 статьи 3.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, часть изъятых у него предметов необоснованно обращена в собственность Российской Федерации.
Постановление Верховного Суда РФ от 01.08.2017 N 71-АД17-2
Признавая приведенный довод несостоятельным, названные судебные инстанции правильно исходили из того, что основания для применения положений части 4 статьи 3.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в рассматриваемом случае отсутствуют.
Как указано выше, санкцией статьи 7.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для граждан предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения либо без таковой.
Постановление Верховного Суда РФ от 13.09.2017 N 41-АД17-24
Ссылка заявителя поданной в Верховный Суд Российской Федерации жалобы на нарушение требований пункта 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях основана на ошибочном толковании данных норм, сделана без учета положений статьи 3.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 25 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и разъяснений, содержащихся в пунктах 23.2, 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", и не свидетельствует о существенных нарушениях судами норм материального права и (или) норм процессуального права.
Постановление Верховного Суда РФ от 13.10.2020 N 36-АД20-2
Положения части 3 статьи 3.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которой предусмотрены случаи изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, при рассмотрении дела применены правильно.
В силу части 3 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации. При этом вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.
Постановление Верховного Суда РФ от 01.02.2018 N 60-АД18-1
Находящиеся в противоправном владении правонарушителя водные биоресурсы, а также продукты их переработки подлежат изъятию на основании части 3 статьи 3.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 54 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (пункт 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.11.2010 N 27 "О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил и требований, регламентирующих рыболовство").
Постановление Верховного Суда РФ от 19.02.2018 N 78-АД18-2
Между тем, сочтя доказательства, свидетельствующие о поддельности федеральных специальных марок, допустимыми, судьей районного суда с применением положений части 3 статьи 3.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принято решение об уничтожении алкогольной продукции, на которую наложен арест в соответствии с протоколом от 30.09.2015 N 08-244.
Постановление Верховного Суда РФ от 19.07.2018 N 60-АД18-2
Судебные инстанции сочли данное утверждение несостоятельным, правомерно сославшись на нормы части 3 статьи 3.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 54 Закона о рыболовстве. При этом выводы судебных инстанций согласуются с разъяснениями, содержащимися в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.11.2010 N 27 "О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил и требований, регламентирующих рыболовство" (в редакции от 31.10.2017), согласно которым находящиеся в противоправном владении правонарушителя водные биоресурсы, а также продукты их переработки подлежат изъятию на основании части 3 статьи 3.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 54 Закона о рыболовстве, а также не противоречат выводам, изложенным в пункте 11(1) названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации.